Я очень благодарна Дмитрию Куликову за те детали современной жизни, которые касаются легендарного матча в Киеве времен фашистской оккупации, о которых он рассказал в своем утреннем эфире. К сожалению, я их не знала. Это афиша предпоследнего матча команды «Старт» против фашистского «Flakelf», состоявшего из зенитчиков Люфтваффе немецкого вермахта.
— В этой истории, которой завтра исполнится 80 лет, как в капельке воды, содержится много значимого для дня сегодняшнего, — сказал Дмитрий и я прислушалась. Ведь на поверку кажется, мы всё уже знаем. А потом, оказывается, прохлопали мимо ушей самое главное.
Для начала он объяснил, что команда «Старт», состоявшая на 80% из игроков киевского «Динамо», провела на самом деле целую серию игр. Упомянул и то, что половина игроков сражалась с оружием в руках, состояла в истребительном батальоне киевской обороны, кто-то попал в окружение, в плен, в лагерь…
Весной 1942 году в оккупированном Киеве у немцев возникла идея поднять дух населения спортивными зрелищами. Заодно продемонстрировать возможности германского сверхчеловека.
Собралась команда из динамовцев — «Старт» и вторая — с говорящим названием «Рух». Украинская, связанная с бургомистром Киева, окрашенная, так сказать, в националистические цвета.
В турнире участвовали команды, собранные из немецких, венгерских военных. Игры проходили с 7 июня по 18 августа.
На первый матч «Старт» вышел играть с командой «Рух» и выиграл 7:2. Дальше прошла целая серия матчей, в которых с убедительным перевесом тоже постоянно выигрывал «Старт».
У немцев, у венгров, снова у «Руха», объединившегося с другим спортивным обществом — со счетом 8:2.
«Старт» разделывал под орех всех подряд.
— Представьте себе, — говорит Дмитрий, — немцы создают культурное мероприятие — то, что называется «мягкая сила» — в котором должно быть продемонстрировано превосходство германского сверхчеловека над унтерменшами, а вырисовывается совсем другая картина. Выигрывает команда советских киевлян.
И люди на трибунах видели и понимали — выгрывают НАШИ. А когда 6 июля «Старт» победил в матче с «Flakelf», немцы решают отыграться. Матч-реванш был для них принципиальнымУ них вышел играть усиленный состав. Но «Старт» выигрывает. И через неделю проводит свой последний матч с «Рухом». Снова побеждает. На следующий день 17 августа десять игроков забирают в гестапо, двое погибают там под пытками, еще восемь отправлены в лагерь смерти.
Трое из них погибли, кто-то сумел бежать, кто-то дождался освобождения.
После войны история обросла легендами, вышел первый фильм «Третий тайм», в котором все игроки на другой день были расстреляны.
— Это творчество, — сказал Дмитрий. — Было на самом деле так, как я описал. Футболисты, действительно, погибли. Двое в гестапо под пытками и трое в концлагере. Фактология нисколько не умаляет, а подчеркивает подвиг этих футболистов. Немцы не идиоты, они добивались позитивного для себя идеологического итога этого матча. И не стали бы демонстративно расстреливать команду на другой день.
Но десять человек — десять! — сразу попали в гестапо. Пятеро погибли. Прокуратура Гамбурга много лет расследовала это дело, несколько раз его закрывала и вынесла интересный вердикт.
— Очень тонкий. Я вам сейчас дословно его произнесу: «Прокуратура города Гамбурга не установила прямой связи между результатами матча 9 августа 1942 года и смертью футболистов в концентрационном лагере Сырец».
Добавлю от себя к тому, что узнала от Дмитрия. Открыла несколько архивных документов, прочитала показания «патриотов» разных лет — испуганных и не очень. Со своими оригинальными версиями тех событий.
Знаете, что они мне напомнили? «Письмо матери» Василия Гроссмана в той части, где она рассказывает сыну, как покидает квартиру, уходя в гетто: «Простилась с домом, с садиком, посидела несколько минут под деревом, простилась с соседями. Странно устроены некоторые люди. Две соседки при мне стали спорить о том, кто возьмёт себе стулья, кто письменный столик, а стала с ними прощаться, обе заплакали».
Но самым неожиданным для многих, возможно, станет продолжение утреннего рассказа Дмитрия Куликова. Я, честно, не знала, что он имеет отношение к кино.
— Еще один юбилей в этом году — 10 лет фильму «Матч», который делали я и мои товарищи. Я являюсь со-продюсером этого фильма. Тимофей Сергейцев — автор сценария этого фильма, тоже со-продюсер. Мы его делали в 2011 году. В 2012-м была премьера.
Всё в фильме основано на фактах, за исключением каких-то личных моментов, любовных историй.
— Сейчас фонд «Военкино» Минобороны проводит показ. Фильм увидят в Донецке, Луганске, на освобожденных территориях Запорожской и Херсонской областей. Это важно, потому что фильм посвящен подвигу тех людей, которые сражались, утверждали, что Победа будет за ними, хотя шансов на благополучное окончание той борьбы лично для них не было. И динамовцы это прекрасно понимали, знали, на что они идут. Но они шли. И выигрывали. И суть их человеческого подвига невероятно важна.
И вот, друзья, следующая часть его рассказа. Интересно, сколько людей о ней слышали.
Я обращаюсь, в частности, к Максимам Юсиным и тем, кто считает, что украинская трагедия началось после Крыма и тем паче — в феврале 2022.
Пересказываю Куликова дословно. Он все время настойчиво повторял дату. Читайте внимательно. И передайте Юсиным.
— Фильм вышел в мае 2012 года. До всякого майдана. Мы делали премьеру в Киеве. В кинотеатр явились нацики — захватили зал, бросали краску на экран и не давали нам провести премьеру. Их оттуда выковыривал ОМОН. Тот самый «Беркут, который потом стоял на Майдане. Это был май 2012-го года! При Януковиче. Прокат был сильно ограничен, потому что нацики, особенно в западных областях, у тех кинотеатров, которые вывешивали афишу «Матча» и собирались его показывать, резали экраны в залах и требовали отказаться от фильма. Это май 2012 года! Еще Янукович при власти. Когда произошел переворот, и в марте утвердилась победившая националистическая власть — первое место, где они утвердились, было министерство культуры. И в апреле 2014 года Министерство культуры Украины во главе с паном Ильенко и другими нациками издало приказ, запрещающий фильм «Матч», как направленный против украинского народа. А всей съемочной группе фильма запрещалось с того момента появление на Украине.
Здесь мне добавить уже нечего