Дорога жизни. Никто кроме рыбаков до этого этим озером не пользовался. Слишком непредсказуемое оно было..
18 сентября 1718 г. Петр Первый писал:
… какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…
Это послужило причиной создания вдоль Ладожского озера параллельного канала длиной 117 км.
С тех пор озером кроме рыбаков никто и не пользовался. А тут необходимо через него пустить баржи с ленинградцами, а зимой грузовые машины.
ледяная трасса. Часто в нашем представлении Дорога Жизни — это просто некая колонна грузовиков, идущих друг за другом, что не совсем верно.
На самом деле — это целая инфраструктура, для создания которой потребовались десятки умов.
Инженеры и физики. Это сплошные цифры и расчеты. Рассчитывалось даже такое понятие, как износ льда под покрышками автомобилей.
Это даже ИЗОБРЕТЕНИЕ специальных измерительных приборов, таких как прогиборгаф.
Прогибограф регистрировал колебания льда в интервале от 0,1 секунды до суток. Любые. Хоть с волосок.
Именно он позволил вычислить скорость волн, бегущих под ледяным покровом и избегать явления резонанса, из-за которого машины проваливались под лед при условии, что сам лед уже имел многократный запас прочности. Именно этот прибор спасёт тысячи и тысячи жизней покидающих город Ленинградцев.
Именно он позволит наконец-то сесть водителям в кабину, а не ехать в чудовищный мороз и ветер стоя на подножке автомобиля.
С открытой дверью.
Дорога Жизни — это не одна колонна, а несколько десятков параллельных трас с четко разработанными правилами движения, которые соблюдалось водителями неукоснительно.
На трассе регулировщицам подчинялись беспрекословно.
Дорога Жизни — это не только победа мужеством водителей и регулировщиц, но и умственная победа советских инженеров над немцами, желающими заморить жителей Ленинграда.
Дорога Жизни — это не только трасса на льду. Ещё и железная дорога, которая к прорыву блокады была готова на треть.
Да, друзья, по льду Ладожского озера учёные планировали пустить поезда. И ЖД дорога была готова почти на треть, но её строительство стало неактуальным с прорывом блокады.
Ещё рассматривался вариант запуска троллейбусов.
Дорога Жизни — это не только Полуторки на льду.
Обозы на трассе
Это и трехтонки, и пятитонки, и автобусы, и аэросани, и лошадиные обозы, и… Танки. Да, друзья, отремонтированные танки в разобранном виде так же шли по льду Ладожского озера. Даже тяжёлые танки КВ.
Дорога Жизни — это порядка десяти тысяч человек обслуживающего её персонала.
За 2 года работы по Дороге Жизни город покинет порядка 1.200.000 жителей Ленинграда и порядка 1.500.000 тонн груза будет доставлено в осажденный город.
А только за первую и самую страшную блокадную зиму 4142 г. через лёд вывезут более 500.000 жителей Ленинграда.
На Дороге Жизни девушки не только указывали водителям направление, но и сами ездили за рулём.
Примерный километраж, который необходимо было преодолеть водителям до конца декабря 1941 г. составлял:
1015 км из Ленинграда до сортировочной станции Ржевка.
Затем порядка 4045 км до берега Ладожского озера.
Порядка 4050 км через льды Ладожского озера.
И потом ещё 298 км до первой базы (в худший период блокады). Потом меньше.
А потом обратно. И все это в неотапливаемой машине под регулярными обстрелами и бомбардировками.
На машины ставили одну фару, причём её стекло было либо синим, либо с синим светофильтром.
Покинуть Ленинград вне очереди стоило 1000 рублей. Увы, такое тоже имело место быть.
На льду озера были палатки технической помощи, а так же они давали возможность погреться водителям. Но в каждой палатке были сотрудники НКВД, которые косо смотрели на тех, кто греется слишком долго, а так же могли выборочно остановить любую машину в колонне для обыска.
По некоторым источникам количество трасс на льду доходило до 60, а в пике за сутки через озеро проезжал порядка 1200 единиц транспорта.