Джованни Болдини (31 декабря 1842 — 11 июля 1931)
«Когда жизнь расставит всё по своим местам, Boldini будет признан величайшим художником прошлого века» Гертруда Стайн
Потомственный художник. Блестящий портретист. Виртуозная техника и атмосфера утонченного декаданса. Кокетливо-дерзкие дамы на его портретах завораживают. Они изящны, грациозны и не имеют нигде никаких «архитектурных излишеств». Они элегантны, воздушны и искрометны. Загадочные вуали, изощренные летящие платья. Чувственный натурализм и художественный эротизм во всем: это и непринужденные позы, это и открытые плечи, и влажные губы, и манящие взгляды.
Портреты восхищают. О них хочется говорить словами другой эпохи — лицезреть, возжелать, услаждать взор…
Но, пожалуй, главное в его работах — это излучение магнетического женского внутреннего света.
Часть искусствоведов называют портреты Болдуини китчем. В таком случае как называть чудовищно-пафосные портреты Коли Сафронова и Саши Шилова, который голову к туловищу приставить не может? Чумой ХХ века? Или дыркой в бублике?
Буквально ошарашенный работами Болдини поэт Валерий Брюсов в 1912 году писал:
Три женщины — белая, черная, алая —
Стоят в моей жизни. Зачем и когда
Вы вторглись в мечту мою? Разве немало я
Любовь восславлял в молодые года?..
Сгибается алая хищной пантерою
И смотрит обманчивой чарой зрачков,
Но в силу заклятий, знакомых мне, верую:
За мной побежит на свирельный мой зов.
Проходит в надменном величии черная
И требует знаком — идти за собой.
А, строгая тень! уклоняйся, упорная,
Но мне суждено для тебя быть судьбой.
Но клонится с тихой покорностью белая,
Глаза ее — грусть, безнадежность — уста.
И странно застыла душа онемелая,
С душой онемелой безвольно слита.
Три женщины — белая, черная, алая —
Стоят в моей жизни. И кто-то поет,
Что нет, не довольно я плакал, что мало я
Любовь воспевал! Дни и миги — вперед!
1912
Copyright: Валентина Ерошкина, 2022
Свидетельство о публикации № 222071100201