Что интересно, до 1944 года Геббельс старался изображать красноармейцев в качестве дебилов, убеждая население Германии — волноваться не стоит. С таким убогим противником, даже превосходящим числом, легко справиться. Для самой РККА пропаганда и вовсе велась в стиле «инфузории-туфельки» — «солдаты, переходите к нам — у нас тепло и кормят» плюс листовки «бей жида-политрука, морда просит кирпича». Вермахт убеждали: «красные» воюют только под страхом расстрела еврейскими комиссарами, всеми операциями руководят бездарные евреи, но надолго их не хватит — они слабы, глупы и трусливы.
Геббельс нанял профессиональных фотографов, гримёров, актёров из театров германских городов. Всё, что от них требовалось — создавать мифы о небывалых зверствах Красной Армии. Разумеется, об убийствах миллионов человек из числа мирного населения СССР немецкими солдатами в Третьем рейхе не рассказывали. Ставилась задача: люди, поддержите нас. Вот с кем мы воюем — с бесчеловечными чудовищами. Берите оружие, лучше умереть, чем пережить их оккупацию. В ход шло всё. В феврале 1945 года массово опрашивали беженцев из Восточной Пруссии, демонстрируя нужную картину: красноармейцы приходят, грабят, насилуют, убивают, кое-где и людоедствуют, поскольку кормят их совсем плохо.
Публиковались снимки, как советские солдаты тащат на своём горбу шкафы (!), кресла (!) и патефоны, демонстрируя трагизм разграбления немецкой земли. Никому тогда даже в голову не пришло — каким образом жители Пруссии смогли заснять этот грабёж? Им большевики перед фотоаппаратами позировали? Статистов в форме Красной Армии изображали перед камерами сотрудники министерства пропаганды — кстати, многие с фальшивой бородой, чтобы знакомые случайно не опознали. Общая мысль — это не армия, это орда. Грязные босые оборванцы с одной извилиной мозга, кровопийцы, грабители, людоеды, пришедшие за вашим скарбом, женщинами и свободой.
И знаете, шикарно сработало. В наше время Геббельса любой телеканал с руками бы оторвал. Он умел убеждать. С весьма ограниченным бюджетом, с набором дешёвых, но талантливых актёров, Йозеф Фрицевич творил чудеса. Его фейки не были убедительными, они влёгкую опровергались, сляпывались на скорую руку, но люди в Германии (да и во многом в Западной Европе) им верили. Главные принципы — простейшие. Пропаганда должна воздействовать скорее на чувства, чем на разум — именно поэтому распятые обнажённые женщины работают лучше всего.
Пропаганда обязана месяцами повторять одно и то же: только тогда это усваивается населением. Пропаганду следует обращать к массам, а не к интеллигенции — ей нужно быть как можно более тупой, и в неё станут верить. «Я был ребёнком, когда в апреле 1945-го в мой город пришли советские солдаты, — рассказывал мне экс-генсек ГДР Эгон Кренц. — И на стене моего дома висел яркий плакат — большевик-зверюга с ножом в зубах. Но ваши люди оказались совершенно другими, чем их показывал Геббельс. Однако все мои соседи до одного приготовились умереть».
Геббельс соединял в себе нынешнее телевидение и Интернет. Штампуя фейки и делая регулярные «набросы на вентилятор», он стопроцентно убедил Европу в кровавых бесчинствах Красной Армии. До сих пор его изобретения используются «историками» вроде Энтони Бивора, коему мы обязаны появлением фальшивки о двух миллионах изнасилованных красноармейцами немок. На солдата вермахта Бернхарда Фриша, заявившего о постановочном характере убийств в Неммерсдорфе, нехило наехал британский историк Ян Кершоу: да как тот посмел! «Он опрашивал свидетелей, слишком положительно настроенных к Красной Армии», — разгневанно заявил Кершоу. Вот уж верно, надо только тех, кто настроен отрицательно: тогда всё будет по системе Геббельса.
В наши дни ничего не изменилось. Фейки не стали изящнее, и уроки Йозефа Фрицевича использует, пожалуй, любое телевидение на планете. Пропагандисты не собираются доказывать обвинения в адрес противника, пусть зачастую сделанные на коленке. Для чего тратить время? Свои в любом случае поверят на слово. Врагам абсолютно плевать.
А как насчёт правды?
Господи, да кого ж она в наше время вообще интересует