Есть мнение, во многом навязанное советской литературой и пропагандой, что русский солдат это такой гуманный общечеловек, который на войне представляет из себя что-то вроде миссионера, только с ружьём.
В действительности, и русская и советская армия воевать жестоко умели вполне. Ну, скажем, всем же понятно, как мало карателей и бойцов СС попало в плен. Стоит спрашивать почему?
Или вот Скобелев и его начальник Кауфман. Кокандское восстание давили очень жестоко. Бежавшие войска хана казаки рубили на протяжении 10 километров. Потому что надо было наказать тех, кто отрезал головы русским поселенцам. Наказать понятным на местном уровне образом.
После взятие Хивы, когда туркмены вырезали отпущеных домой персидских рабов, Константин Кауфман без колебаний отдал приказ о карательной экспедиции. И русский отряд уничтожил туркменский лагерь полностью.
Скобелев в Коканде заходил в мятежные кишлаки алайских киргизов и расстреливал каждого подозреваемого в помощи повстанцам. После взятия Геоктепе, никто не останавливал солдат, когда они проводили жестокие зачистки - солдаты мстили за убитых товарищей. Пленных русских туркмены резали на куски или при ночных атаках на русские укрепления, уносили с собой отрезанные головы.
Ну такой вот был 19 век. Прямо сказать, совершенно не вегетарианский. Но, вот что важно!
Жестоко воюя, русская армия не допускала никогда жестокости к поверженному врагу. Царицу алайских киргизов Курманжан Датку, когда она сдалась, тот же Скобелев принял со всем уважением, сказал, что сыновья её отважныне войны. Правда он половину в боях убил. Но остальным дали право вернуться домой. Так они и занимались контрабандой, пока не убили русских пограничников. И тут их все же повесили.
В годы Кавказской войны, во время штурма Ахульго, известно, что русские солдаты не шли в атаку, пока горцы читали намаз. «Нельзя, грешно, молятся же они, вашблагородь». Что не мешало потом тем же солдатам резать и стрелять без жалости.
Пистлькорс при штурме Джизака даёт своим казакам приказ не щадить никого (особенно английских военных инструкторов), но когда гарнизон молит о пощаде прекращает бой почти немедленно.
То есть русская традиция всегда подразумевала, что можно воевать жёстко, жестоко, тут война. Но тупо издеваться над пленными, унижать их, строить резервации для покоренных народов или испытывать на пленных боевые газы, расстреливать из пушке — это к Западу, не к нам.
Собственно, то, что происходит с «Азовом» и прочими ВСУшниками, вполне в нашей традиции. В бою их разматывали без жалости. Сдались — тут другая история (хотя диванные воины интернета и бьются в падучей «почему мы должны их кормить, надо их всех срочно убить, желательно сжечь»).
Впрочем, что важно отметить. Боевые действия имеют цель не только уничтожить противника, но и сломить его психологически. Я не про унижение или пытки. Вовсе нет.
В Туркестанских походах Скобелев или Черняев, понимая психологию местной войны, слегка закрывали глаза на мелкое мародерство солдат, потому что в Азии все завоеватели грабили покоренных. Ну принято так было, это ни хорошо, ни плохо. Традиция. Ограбили, значит победили.
Сегодня психологически переломить ситуацию можно и нужно, демонстрируя, что жизнь на новых русских территориях бывшей Украины куда нормальнее, чем на остальной части страны. Ну и да. Человеческое отношение к пленным тоже признак нормальности. Что не означает прощения, или что не будет им судов и приговоров.
Все будет. Но по закону и по-человечески.