У персонажей тех опусов были прототипы. Что собственно и вредило и его карьере, и ему самому. Автор как будто пребывал в временном запое.
Скабрезные стихи Лермонтова: Почему их не включали в сборники.
В узких кругах высшего света Петербурга стихотворца этого давно уже знали. Причем, по совершенно не хрестоматийным произведениям, которые он писал еще в годы обучения в школе юнкеров.
Как Лермонтов очутился в корпусе юнкеров
Михаил был человеком вспыльчивым и совершенно не терпящем какие-либо указания. Поэтому, когда он поступил в Московский университет, то устраивал там заварушки, потому и был отчислен, проучившись всего 2 года. У непослушного студента конфликт был даже с преподавателями.
Родственники настаивали на обучении и уговорили его выбрать карьеру военного. Лермонтов поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Очевидцы говорили, что царивший в этой школе дух некоего кутежа и разгула пришелся по душе юному поэту, то есть он там прижился.
Курсантам запрещали читать художественную литературу, только определенные канонические произведения, которые юнкера считали скучными. Поэтому они сочиняли собственные стихи и рассказы, чем компенсировали недостаток художки.
В 1834 году стал выходить рукописный журнал юнкеров, названный ими «Школьная заря». Каждую среду собирали у всех листки с опусами и сшивали в общую тетрадку. Юношеские произведения, понятное дело, были большей частью фривольными. Вечерами юнкера собирались в одной комнате и зачитывали свою «мазню», хихикая и отпуская скабрезные шуточки.
Лермонтов был настоящим «королем» этих вечеров. Его опусы были очень успешными и распространялись в народе за пределами школы. Об этом говорит число списков. Юношеские стихи Лермонтова, взращенные в самых лучших традициях «барковщины», отличались большим количеством скабрезных деталей, обесцененной лексики, так называемого «туалетного юмора».
Вот некоторые «поэмки» Лермонтова:
· «Уланша» — здесь описывается, как целый эскадрон улан повеселился в амбаре с уланшей.
· «Пограничные известия. Перепония» — где персонажи съели ужин, заправленный эякулятом.
· «Петергофский праздник» — о приключениях юнкера с женщиной легкого поведения, которую он по наивности принял за влюбленную девушку.
· «Ода нужнику» — веселенький рассказ о том, что происходит в школьном туалете.
Чем же опусы Лермонтова отличались от таких же произведений Пушкина? Ведь у Пушкина тоже были эротические стихи, но он в корне отличался в этом от Лермонтова. По словам литературоведа В. С. Соловьева, если у Пушкина была в произведениях такого рода своя грация и некая легкость, будто его вдохновлял «игривый бесенок», то у Лермонтова этих качеств не было.
Он будто бы «питался подлинным демоном нечистоты». Эйхенбаум Б. М. заметил, что сочинения поэта тех лет оставляли после себя такое впечатление, будто бы их автор пребывал во «временном запое».
У персонажей тех опусов были прототипы. Этих людей по мере того, как росла популярность Лермонтова и его творчества, не радовала такая сомнительная известность.
Например, в нелицеприятной поэме «Гошпиталь» можно было свободно узнать князя Александра Барятинского, который в молодые годы волочился за каждой юбкой. Потом же он унял свои порывы, и стал наместником на Кавказе, так же исполняя обязанности главнокомандующего армией Кавказа.
К Барятинскому как-то обратился биограф Лермонтова, А. Висковатый, надеясь, что наместник расскажет о дружбе с поэтом. Но тот занервничал, некрасиво высказался, сказав, что Лермонтов — посредственный подражатель Байрона. И еще удивился, за какие заслуги такой безнравственный человек заслужил огромную известность.
Эти произведения вредили поэту
Из-за того, что юношеские опусы Лермонтова «вышли в большое плаванье», сначала он получил весьма одиозную славу. И в дальнейшем это обстоятельство даже мешало поэту в развитии.
Когда появились его приличные произведения в журналах, многие читатели стали возмущаться, что «гусарский поэт» смеет публиковать свою писанину в пристойных изданиях. Даже были такие случаи, когда молодым девушкам родители запрещали говорить о том, что они читали стихи Лермонтова, так как они это считали позором.
В последующие годы юношеские сочинения Лермонтова старались не включать в сборники. Про них мало говорили литературные специалисты. Все обставлялось так, будто хотели «извести этот позорный пласт» из жизни и деятельности великого поэта.
С нашей колокольни, в наше время , Лермонтовский стихи (непристойные) можно вообще принимать за легкие детские шалости. Но они в то время определили и место службы (не Петербург, а Кавказ), и постоянные дуэли, и вечная неуживчивость и его депрессии.