«По мне танк проехал… Жив я остался только благодаря друзьям и тому, что вот эта нижняя часть тела провалилась в окопчик. Поэтому была разрушена только нога и грудная клетка. И рука была оторвана. А потом ещё осколком в лоб съездило… Я был абсолютно беспомощный, и молодцы ребята, что отняли у меня пистолет. Потому что, если бы они не отняли, то я бы, наверное, застрелился.»
Это из воспоминаний Станислава Иосифовича Ростоцкого, со Дня рождения которого 21 апреля исполнилось 100 лет. Творчество этого одного из Грандов Нашего Кино отличается неповторимым очень внимательным и чутким взглядом в самую глубину Природы Человека.
Один из первых фильмов, поставленных Станиславом Иосифовичем, это «Дело было в Пенькове». Совсем простенький и идеологически выдержанный сюжет на основательно заезженную во второй трети ХХ века тему «любовь в деревне» о том, как под влиянием убеждённой, приехавшей из Города комсомолки Тони перевоспитывается деревенский безыдейный ухарь Матвей. Сразу хочется, зевнув, покинуть зрительный зал. Но в фильме есть песня, а в фильме есть слова: «Здесь держать можно двери открытыми…». И действительно в этом фильме открыты все Двери и через них врывается свежий, захватывающий всё на своём пути ветер ярчайших и самых искренних Человеческих Чувств. И, захваченные этим ветром, Тоня (Майя Менглет), Матвей (Вячеслав Тихонов), Лариса (Светлана Дружинина) уносятся из канонов соц. реализма в Реальный, Живой и Красочный Мир, наполненный вечным светлым поиском Счастья.
Звонким и пронзительным ударом колокола стал в Нашем Кино шедевр Станислава Иосифовича «Доживём до понедельника». Много можно сказать об этом фильме, который исключительно актуален в наше время «болонской системы образования» и ЕГЭ. Но, я хотел бы вспомнить только заключительные кадры, когда на экране сменяют друг друга глаза учеников и в финале глаза их Учителя. Это глаза Людей, Людей Думающих, Людей, стремящихся к пониманию друг друга и к познанию самих себя. Это глаза Людей, которые никогда не станут продукцией никакой Системы, производящей из них «квалифицированных потребителей». И «Доживём до понедельника» именно об этом.
И, конечно, «А зори здесь тихие». И в этом фильме есть сцена, которая, на мой взгляд, является самой мощной в этом фильме и выражает самый главный смысл, заложенный автором повести Борисом Васильевым и режиссёром фильма Станиславом Ростоцким. В этой сцене на экране ничего особенного не происходит, просто из леса выходят эсэсовцы-диверсанты, а сменяющие друг друга голоса Риты Осяниной, Жени Комельковой, Сони Гурвич, Лизы Бричкиной и Гали Четвертак их пересчитывают. Но, надо очень внимательно вслушаться в эти голоса, в них отражается весь спектр Чувств, охвативших этих весёлых, озорных, порой ироничных и ослепительно молодых девчонок в момент, когда они понимают неизбежность смертельной схватки с беспощадным и намного более сильным Врагом. Только Великий Мастер, оставшийся в живых в том окопчике, мог задумать и снять эту сцену и весь этот Вечно Живой Фильм. А исполнительницы главных ролей Ира Шевчук, Оля Остроумова, Ира Долганова, Лена Драпеко и Катя Маркова только много позже после съёмок «Зорь» узнали, что после того окопчика их Режиссёр потерял ногу ниже колена и ходил на протезе.
И ещё Ростоцкий оставил нам «Майские звёзды», «Белого Бима», «На семи ветрах» и другие замечательные фильмы.
Низкий поклон и светлая память Мастеру — Станиславу Иосифовичу Ростоцкому.