Сон есть несовершенная, неполная смерть. Следовательно, то, что происходит за тот краткий отрезок времени, когда вы спите, повторяется совершенно, полностью и в большем масштабе, когда вы умираете.
Как вы просыпаетесь утром в том же физическом теле, ибо сон не является достаточно полным, чтобы разорвалась серебряная цепь жизненной энергии, соединяющая внутреннюю, отсутствующую сущность со спящим телом, точно так же вы возвращаетесь на Землю после своего опыта в Дэвачане или небесном мире — мире отдыха, абсолютного покоя, абсолютного, исполненного блаженства, упокоения.
Во время сна серебряная цепь жизненной энергии всё ещё соединяет странствующую Сущность с телом, ею оставленным, так что она возвращается в тело по той же психо-магнетической цепи связи; но когда наступает смерть, эта серебряная нить жизненной энергии обрывается молниеносно (природа очень милосердна в этом случае), и странствующая сущность уже больше не возвращается в сброшенное тело.
Этот полный уход внутреннего сознания означает обрыв этой серебряной нити жизненной энергии; и тогда тело сбрасывается как изношенная, непригодная одежда.
В остальном же со странствующим сознанием, странствующей сущностью или душой происходит в точности то же самое, что и во время сна, но теперь уже в космическом масштабе. Сознание уходит, но прежде чем снова вернуться на Землю как перевоплощающееся Эго, оно переходит от сферы к сфере, от мира к миру, от «обители» к «обители», цитируя христианские Священные Писания, что в «доме Отца».
Тем не менее, оно в некотором смысле тоже отдыхает, в полном блаженстве, в полном покое. Во время этого отдыха оно переваривает и ассимилирует опыт последней жизни и встраивает этот опыт в свое существо как характер. Точно так же во время сна отдыхающее тело переваривает и ассимилирует пищу, потреблённую им в течение дня, избавляется от отходов, заново воссоздает ткани и пробуждается восстановившим силы. Таким же восстановившим силы возвращается на Землю и перевоплощающееся Эго.
То же самое и со сном: сон наступает, когда от физического тела отрывается сущность, наполнявшая его своим пламенем и дававшая ему активную жизнь. Это и есть сон. И когда этот отрыв внутренней сущности полный, то сон как сон является относительно совершенным и наступает относительно совершенная бессознательность — сладчайший сон из всех. Ибо тогда тело ничто не тревожит, оно отдыхает мирно и спокойно, воссоздаёт в своем организме то, что было разрушено в часы активной деятельности.
Если отрыв внутренней сущности неполный или частичный, тогда мы видим сны, ибо внутренняя сущность чувствует притяжение своей физической части; психический человек всё ещё чувствует то, что физический человек воздействует на него как бы психомагнетически; и бессознательность сна нарушается вибрациями физического человека, живого тела. Это вызывает злобные сны, дурные сны, лихорадочные сны, странные сны, несчастливые сны. Если же отрыв несколько более полный, чем в последнем случае, но всё ещё не совсем полный, тогда мы видим счастливые сны, безмятежные сны.
Когда сон представляет собой то, что называется совершенно бессознательным сном, он является таковым, поскольку внутренняя сущность меньше всего подвержена психомагнетическим вибрациям тела и, в особенности, мозга. Сама она, это сознание или разум, пребывает в дрёме, отдыхает, но остается некоторая часть её сознания, которую мозг, однако, не может зафиксировать как сновидение, так как отрыв сознания от тела, им покинутого, слишком полный.
Но пока это сознание, таким образом, как бы полубодрствует, полуотдыхает, оно пребывает в том особом мире, невидимом для человеческих глаз, к которому его направили чувства и мысли предыдущих мгновений и часов.
Оно находится там как гость, надёжно защищённый, надёжно охраняемый и ничто, по всей вероятности, не может навредить ему, если, конечно, сущностная природа человека не является столь испорченной, что щит духовности, обычно излучающийся из этой внутренней сущности, истощён настолько, что сквозь него могут проникать враждебные влияния.
Готфрид де Пурукер (15 января 1874, Сафферн, Нью-Йорк – 27 сентября 1942) был теософом, автором и лидером Теософского общества Пасадена.