Место для рекламы

К 100-летию со дня рождения великого актера и режиссера

Евгений Матвеев: «Мое кино — прямолинейное. Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу»

Снобы говорят о нем через губу — дескать, слишком прост и «народен», а вот для народа он является что ни на есть своим — открытым, простым, искренним, порывистым. Красивым. Уместным не только в фильмах, ему самому социально и духовно наиболее близких. То есть, в таких героях как Макар Нагульнов в «Подлинной целине» по Шолохову, танкист Федотов в сердечном фильме «Родная кровь», в дилогии «Любовь земная» и «Судьба», Евгений Матвеев также был органичен, убедителен и красив и в роли князя Нехлюдова в экранизации романа Л. Толстого «Воскресение»…

В конце жизни всецелая народность Е. Матвеева проявилась даже в том, что он и фильмы снимал на народные деньги, в прямом смысле слова, собранные по крохам доброхотами, поклонниками его творчества, которые были убеждены в важности, актуальности, крайней необходимости появления на свет, скажем, фильма «Любить по-русски», даже с продолжением.

А. Кончаловский в своих воспоминаниях писал: «Кино в России должны снимать такие, как Женя Матвеев. Тогда кино будет быстро развиваться. Это будет национальное кино. Молодые таланты сразу помудреют. Если бы Гайдай и Матвеев родились в Америке или Индии, у них давно были бы дворцы и виллы, миллионы на банковских счетах…»

Матвеев же жил в скромном районе недалеко от Мосфильма. Он был принципиально русским, советским человеком, «неголливудизированным». И его быт был прост, незвезден. В отличие от иных «зазвездившихся» Матвеев всю жизнь и женат был на одной женщине. Родившийся 8 марта, он говорил: «Для меня женщина — это святое. Возьмите любую из моих картин — вы не увидите пренебрежительного отношения к женщине. Мое отношение таково еще потому, что с детства я познал, что такое слеза женщины… Женщина несет на своих плечах не только семью, но и само государство. Во время войны я видел образцы беспримерного героизма женщины. Они никогда не выходят у меня из головы. Я сажусь за сценарий, начинаю работать, и из памяти выплывают эти эпизоды, окружают меня. Здесь нет пошлости, нет цинизма, есть только одно боготворение. Я боготворю женщину. Да если бы не наши женщины, войну бы мы никогда не выиграли! Потому что женщины спускались в шахты, добывали уголь, стояли у станков по 16 часов в день… Вот почему в моих картинах женщина достойна того, чтобы иной раз перекреститься на нее. Вот почему я стремился показать красоту женщины. А красота не зависит от того, есть греческий профиль или нет, она — в душе».

Можно прямо сказать: Матвееву явно было свыше дано некое поручение, которое он, несомненно, выполнил. Да и как судить иначе? Разве можно было предположить по рождению, что этот бедный мальчик из села Виноградово Скадовского района, что на Херсонщине, станет своеобразным властителем дум нескольких поколений, выразителем народных чувств и чаяний?

Вчитаемся в слова трудной автобиографии актера: «Работать я начал с девяти мальчишеских лет. Работа всякая была: возил пахарям из села в поле в бочке воду, ездил с грабкой по жнивью, подбирая разбросанные валки соломы, водил лошадей по борозде, собирал колоски и пр., пр., что было под силу и не под силу…»

А родился он в 1922 г. Отец, красноармеец Семен Калинович, сразу после рождения ребенка семью оставил, и матери, Надежде Федоровне Коваленко, пришлось вернуться в родную деревню, где родичи и общественность отнеслись к ней с большим предубеждением. С маленьким сыном перебралась в город Цюрупинск (Алёшки), где Женя в школьном драмкружке проявил себя фокусником, танцором и певцом, а в 9-м классе бросил школу и на арбузной барже добрался до Херсона, где поступил в театральную студию, начал работать статистом в Херсонском театре. В 1940 г. остановившийся в Херсоне проездом знаменитый актер Н. Черкасов заметил в театре Матвеева в числе молодых актеров, посоветовал отправиться в Киев к режиссеру Довженко. И хотя в Киеве Матвеев, окончив экстерном два последних класса школы, был принят в актерскую школу при киностудии, Великая Отечественная война внесла в жизнь свои суровые поправки.

Под бомбежками крепкий парень копал окопы, участвовал в создании укреплений вокруг Киева. Просился добровольцем на фронт, но был направлен в 1-е Тюменское пехотное училище и за отличную учебу оставлен преподавателем.

Занял первое место на конкурсе чтецов Сибирского военного округа, а после демобилизации в 1946 г., стал актером Тюменского драмтеатра. Сыграл молодогвардейца Ивана Земнухова, однажды получил приз на Всесоюзном театральном форуме в Москве. Был приглашен в «сибирский МХАТ» — новосибирский «Красный факел», руководимый Верой Редлих.

Женился Матвеев в 1947 г. Вспоминал: «В музыкальном училище был какой-то концерт, и Лида выступала. У нее было божественное лирико-колоратурное сопрано. Меня прямо током ударило…» Они провели вместе более полувека, на руках своей Лиды он и скончается. У них с Лидией Алексеевной — двое детей и три внука.

С 1952 г. Матвеев служил в Малом театре, где дебютировал в роли Незнамова в драме Н. Островского «Без вины виноватые». При этом Матвеев, вместе с В. Марецкой, Р. Пляттом и другими, посещал при ВТО творческую лабораторию М. Кедрова, ученика К. Станиславского. Играл много и ярко, за короткое время в Малом театре состоялось 11 премьер с его участием. В 1958 г. был удостоен звания Заслуженный артист РСФСР.

В кино дебютировал в тридцать три года — в музыкальной комедии режиссера А. Фролова «Доброе утро», в 1955 г. собравшую более 30 млн зрителей. Были фильмы «Дело «пестрых», «Восемнадцатый год» и другие, но первый фильм Матвеева, врезавшийся в зрительскую память, был, пожалуй, «Дом, в котором я живу» (реж. Л. Кулиджанов и Я. Сегель, 1958), где актер сыграл главную роль. Картина не только получила первый приз на Всесоюзном кинофестивале, но и пришлась по сердцу зрителям.

Это был период кинематографического подъема у Матвеева. Еще во время съемок кулиджановской картины он начал пробоваться в ленте, которая принесет ему прочную славу и закрепит имя актера в зрительской памяти — «Поднятая целина» (режиссер А. Иванов, 1959).

Годы спустя актер признался: «Я не мог отдать эту роль другому человеку, не мог «потерять» ее. Еще с мальчишеских лет, когда я впервые прочитал книгу Шолохова, Нагульнов стал любимым моим героем, образцом мужества и доброты, символом преданности идеалам революции. И как у каждого актера есть один, самый близкий и дорогой его сердцу образ, так и у меня был Макар Нагульнов».

Трудно поверить, но практически одновременно с работой над ролью Нагульнова, этого взрывного, импульсивного, простого русского человека из романа М. Шолохова, Матвеев снимался в роли князя Нехлюдова в драме «Воскресение», по Л. Толстому. Но стоит ли удивляться творческой прозорливости мастера экранизации русской классики М. Швейцера, сумевшего рассмотреть в матвеевском типаже и такие, неожиданные для зрителя глубины?

Основательность Матвеева проявилась и в той работе: раз за разом актер ездил в Ясную Поляну, вчитывался в дневники Толстого.

Именно роли Нагульнова и Нехлюдова принесли Матвееву всенародную популярность. А как не отметить ленту, сегодня, быть может, отчасти подзабытую «Родная кровь» (1963) режиссера М. Ершова?!

Трагическая любовь сержанта-танкиста Владимира Федотова, в послевоенное время старшего механика парохода «Добрыня», в фильме «Родная кровь» привлекла в кинозалы почти 35 млн зрителей, пронзила сердца миллионов зрительниц, которые стали забрасывать актера письмами. Послевоенная мелодрама, где вторую главную роль, многодетной паромщицы Сони, сыграла Вия Артмане, получил призы кинофестивалей в Мар-дель-Плато, Буэнос-Айресе, в Ленинграде (Всесоюзный, 1964).

В 1965 г. в жизни Е. Матвеева произошло драматическое событие: на стадионе в г. Николаеве во время выступления на праздничном театрализованном представлении актер, одетый в костюм Нагульнова, он выпал из «тачанки», у которой отвалилось колесо, и получил тяжелейшую травму позвоночника. В итоге — прикованность к постели два года, третья группа инвалидности (отбился от второй, лишавшей права работать). «Ни руки, ни ноги не двигались, и для меня это был уже конец. Но меня спасли — хотя пришлось первое время ходить в корсете, на костылях не терял зря время, занимаясь изучением теории режиссуры». (Впоследствии медицина еще раз подарит ему жизнь, удалив раковую опухоль.)

После этого случая Матвеев пошел в режиссеры. По предложению киевской киностудии им. Довженко. «Вот так у меня образовалось две души — актер и режиссер. … Сейчас мне невыносимо представить себе, как бы это я ставил картину и не играл в ней. Как говорят в спорте, я — играющий тренер».

Матвеев первым обратил внимание на повесть А. Калинина «Цыган», впоследствии получившую телевизионное многосерийное воплощение. В фильме Матвеева «Цыган» (1967) Клавдию Пухлякову сыграла Л. Хитяева, а Будулая — он сам.

Коллеги критиковали режиссера-дебютанта, а вот зрители высказали к матвеевскому «Цыгану» свое отношение недвусмысленно: по итогам опроса журнала «Советский экран» исполнителей главных ролей назвали лучшими актерами 1967 г. А в следующем году картину посмотрели без малого 40 млн зрителей!

Тогда же Матвеев ушел из театра. Снял ленты «Почтовый роман» и мелодраму «Смертный враг». Играл не только в своих картинах, но и у других режиссеров. Директора завода в «Укрощении огня», Добротина в «Сибирячке», Гулявина в «Ярости», Ярцева в фильме «И был вечер, и было утро», Арсения в «Смертном враге», секретаря обкома в фильме «Фронт за линией фронта и «Фронт в тылу врага. Также привелось исполнить роль Брежнева в фильме «Солдаты свободы» (1975), на роль его утверждал лично Суслов. Вскоре после исполнения роли Брежнева Матвеев стал секретарем Союза кинематографистов.

Новый, грандиозный всплеск всенародного внимания к творчеству Е. Матвеева принесла его кинодилогия середины 1970-х, экранизация романа П. Проскурина, — «Любовь земная» и «Судьба», где он сам сыграл председателя колхоза Захара Дерюгина. Его супругу Ефросинью — З. Кириенко, а его молодую возлюбленную Маню Поливанову — эффектная О. Остроумова.

Отметим также трагическую линию другой пары: Катерина Дерюгина (актриса В. Заклунная) и секретарь райкома партии Брюханов (Ю. Яковлев).

«Любовь земная» собрала в 1975 г. в прокате неслыханное число зрителей: 50, 9 млн, а «Судьба» через три года даже побила это достижение — около 58 млн!

Безусловным эмоциональным стержнем фильмов стали песенные шедевры Е. Птичкина и Р. Рождественского «Сладка ягода», а особенно «Эхо любви». Последняя и спустя 40 (!) лет широко звучит в записи дуэта А. Герман и Л. Лещенко, впервые состоявшегося в 1977 г.

Дилогия «Любовь земная» и «Судьба» принесли Матвееву звание лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, а после исполнения главной роли в дилогии «Высокое звание» он стал обладателем золотой медали им. Довженко. За роль Пугачева в фильме «Емельян Пугачев» на XVI Международном кинофестивале в Чехословакии он получил приз за лучшую мужскую роль.

В течение нескольких лет Матвеев был профессором ВГИКа и руководителем Азербайджанской актерской мастерской. Часто проводил творческие встречи со зрителями, ездил по стране, читал отрывки из литературных произведений, играл сцены из фильмов и спектаклей.

В 1986 г. на пятом съезде кинематографистов СССР «ветры перемен» и жажда горбачевской перестройки, которой были обуреваемы некоторые коллеги, Матвеева освободили от должности секретаря Союза кинематографистов. Как водится, ему припомнили и «лакировочные» картины, и роль Брежнева, и многое другое.

Это даже чуть не привело актера к самоубийству.

Матвеев говорил: «Я очень вспыльчивый. Не дай мне Бог ввязаться в драку!» И все же в конце 1980-х он по-своему в драку снова ввязался: снял трагическую мелодраму «Чаша терпения», где главные роли сыграли он и О. Остроумова. На фестивале «Созвездие» картина завоевала приз зрительских симпатий. Евгений Матвеев рассказывал:

В 1995 г. вышел его новый, можно сказать, программно-гражданский фильм «Любить по-русски». Российские пенсионеры стали присылать свои сбережения с просьбой снять продолжение. Матвеев рассказывал: «Фильм «Любить по-русски» — явление феноменальное. Съемки были очень трудными, бюджет — просто мизерный. Но мы получили такой зрительский отклик, что пришлось снимать продолжение. … Никто сейчас не занимается темой простого человека. А мне очень близка крестьянская тематика. Я до боли знаю жизнь простого человека, который все держит на своих плечах. А успех был, я думаю, потому что мы делали все искренне. Та же искренность, например, и в фильме «Родная кровь». Когда мы его возили по миру, ревели все — и желтые, и черные…»

В 1997 г. на народные деньги Е. Матвеев поставил «Любить по-русски-2», а в 1999 г. заключительную часть трилогии. «Мое кино — прямолинейное, — говорил режиссер. — Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу. … Как я был сторонником «Кубанских казаков», так им и остаюсь».

За роль в фильме «Любить по-русски» Матвеев был удостоен приза за лучшую мужскую роль на XII Международном кинофестивале стран Азии, Африки и Америки в Ташкенте (1997), это последняя работа художника в кино.

Евгений Матвеев скончался 1 июня 2003 г., и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Четыре года скрывался страшный диагноз его болезни, мастер был в непрекращающейся ни на один день работе. Дома на столе у него осталось два сценария В. Черных. Фильм к годовщине Великой Победы — о судьбе старика, находившегося в тылу. Второй — о последних годах Л. Брежнева, на которого Матвеев был похож внешне и которого очень хотел сыграть — не официального, как когда-то, а домашнего.
На родной Херсонщине последний раз народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Е. Матвеев побывал в 2002 г., на фестивале «Мельпомена Таврии». Теперь знаменитый земляк навечно зачислен в труппу Херсонского академического музыкально-драматического театра имени М. Кулиша.

В 2007 г. в Херсоне была учреждена ежегодная театральная премии им. Е. Матвеева. Первым ее лауреатом стал молодой актер Херсонского музыкально-драматического театра Сергей Кияшко, получивший награду из рук сына знаменитого актера — Андрея Евгеньевича. В том же году мэр Херсона В. Сальдо высказал идею назвать в честь актера одну из улиц города. Пока что все ограничивается лишь проведением памятных уроков по курсу краеведения, на тему «выдающиеся деятели театра и кино в Херсоне», и это тоже, конечно, замечательно.

В 2008 г. была установлена мемориальная доска с портретом артиста в с. Виноградово. Виноградовскому Дому культуры присвоено имя Е. Матвеева. На торжественное открытие мемориальной доски приезжали сын актера Андрей Матвеев (1 -й вице-президент Академии безопасности, начальник управления культуры ФСБ России), внук Евгений. Жители села подарили сыну актера картину с видом родной хаты.

Специально для «Столетия»

Опубликовала    09 мар 2022
0 комментариев

Похожие цитаты

Вечный полет космонавта Бондаренко

Сгорел до выхода во Вселенную. Но на Луну попал…
Первопроходцы всегда принимают удар неведомых сил на себя. Первым космонавтам пришлось пройти немало тяжелейших, опасных для здоровья и жизни испытаний. В составе первого отряда космонавтов СССР был и харьковчанин Валентин Васильевич Бондаренко. Он стал одним из тех, кто пожертвовал собственной жизнью ради прорыва человечества в просторы вселенной. Всегда интересно проследить, какой жизненный путь проходит челов…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  08 дек 2013

В мире множество искусств,
Что волнуют нас до дрожи,
Даже до потери чувств
Довести искусство может.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныВячеслав Щедрин  27 янв 2020

Русский стол — это почти смертельно. Это кошмар — эти пироги, винегреты, эти рыба и мясо. И так во всём: мы ни в чём не знаем меры. Я учил свою дочь древнегреческому правилу: во всём должна быть мера. Искусство и культура — это всегда соблюдение меры.

Опубликовал  пиктограмма мужчинывестник  07 фев 2021