Место для рекламы

История песни «А напоследок я скажу» (к/ф «Жестокий романс»)

В1984 году на советские экраны вышла мелодрама «Жестокий романс», которую Эльдар Рязанов снял по мотивам знаменитой пьесы «Бесприданница» Александра Островского. Сейчас, когда фильм признан классикой отечественного кинематографа, сложно поверить в то, что изначально он подвергся жёсткой критике. Режиссёра обвиняли в глумлении над шедевром русской литературы, опошлении героев и слишком вольной трактовке сюжетной линии.

Музыка к фильму также вызвала недоумение у критиков. Они посчитали, что произведениям поэтов двадцатого века не место в экранизации пьесы о девятнадцатом столетии. Одной из этих композиций стал романс «А напоследок я скажу», написанный на стихотворение «Прощание» Беллы Ахмадулиной.

История песни «А напоследок я скажу»

Вообще, Эльдар Александрович очень любил старинные романсы и сначала использовал их в сценарии. Но затем он решил, что знаменитые песни слишком часто звучат в эфире. Он взялся изучать творчество поэтесс девятнадцатого века, надеясь подобрать стихотворения для романсов главной героини «Жестокого романса», но безуспешно.

Позже он вспоминал:

Всё казалось мне чересчур архаичным. И тогда я прибег к помощи моей любимой Беллы Ахмадулиной, к содействию невероятно чтимой Марины Цветаевой. У них я нашел то, что мне было нужно. Правда, их стихотворные строки звучат сложнее, чем могло бы быть в эпоху Островского… Но это обогащало, по моему мнению, героиню, говорило о многогранности ее внутреннего мира.

На музыку «Прощание» Беллы Ахмадулиной положил композитор Андрей Петров, прежде неоднократно сотрудничавший с Рязановым. От одной строфы пришлось отказаться, так как она не соответствовала поэтике романса.

В фильме «Жестокий романс» Лариса Огудалова поёт несколько романсов. Пожалуй, этот является главным, ведь он символизирует трагическую развязку.

Смысл стихотворения «Прощание» («А напоследок я скажу…»)
О чём произведение Беллы Ахмадулиной? Ответ очевиден. Это прощание с бывшим возлюбленным, по вине которого разрушились их отношения.

Сложнее сказать, к кому обращается поэтесса. Многие исследователи её творчества и жизни сходятся во мнении, что стихотворение посвящено Евгению Евтушенко. Они познакомились, когда Белле было восемнадцать, а через три года поженились. Спустя некоторое время она забеременела, но муж заставил её избавиться от ребёнка.

Позже Евтушенко говорил:

Я не понимал тогда, что если мужчина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в ее чреве, то он убивает ее любовь к себе. …Мы не поссорились. Наша любовь не умерла — она перестала быть…

Потом я долго мучился, думая, что из-за моей юной глупой жестокости она потеряла возможность иметь детей — так нам сказали врачи. Но через несколько лет, узнав, что она все-таки родила дочь, я возблагодарил Бога…

В 1958 году они развелись, а в 1960-м Изабелла Ахатовна написала «Прощание».

Жестокость промаха… О, нет
тебе прощенья. Живо тело
и бродит, видит белый свет,
но тело мое опустело.

Согласитесь, очень похоже, что эти строки предназначались Евгению Евтушенко.

Запись и релиз

В кинофильме «Жестокий романс» песню «А напоследок я скажу» исполнила не Лариса Гузеева, сыгравшая главную героиню, а певица Валентина Пономарёва. Она была известна как бывшая актриса театра «Ромэн», солистка трио «Ромэн» и участница многочисленных джазовых фестивалей. На тот момент она больше увлекалась джазом, чем романсами, но откликнулась на просьбу Андрея Петрова.

Валентина Дмитриевна вспоминала о своём отношении к данному жанру:

Романсы исполняли мои тетки, моя бабушка — исполнительницы цыганских романсов. В юности мне это пение казалось скучным, тогда я больше реагировала на ритм и пульс в музыке. А позже поняла — исполнение романса требует духовного и жизненного багажа.

О фантастической популярности композиции «А напоследок я скажу» и других песен из кинокартины «Жестокий романс» говорить излишне. Пластинки с музыкой из мелодрамы разошлись двухмиллионным тиражом, а зрители заваливали телестудии просьбами поставить в эфир романсы в исполнении Пономарёвой.

Текст песни «А напоследок я скажу»

А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.

Как ты любил? — ты пригубил
погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? — ты погубил,
но погубил так неумело.

Работу малую висок
еще вершит. Но пали руки,
и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки.

А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства…

«Прощание», Белла Ахмадулина

А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.

Как ты любил? — ты пригубил
погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? — ты погубил,
но погубил так неумело.

Жестокость промаха… О, нет
тебе прощенья. Живо тело
и бродит, видит белый свет,
но тело мое опустело.

Работу малую висок
еще вершит. Но пали руки,
и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки.

1960

Цитата о песне
Все романсы, написанные им для картины, мелодичны, очаровательны, нежны… Это не стилизация, а фантастическое умение объединить старинность и современность в единое, гармоничное звучание.

10 ноября, 2019

Опубликовала    05 мар 2022
0 комментариев

Похожие цитаты

Титан (фильм)

Как только прочла аннотацию к фильму, уже почувствовала что описание не подведёт.

Люблю оригинальные сюжеты.

Необычные задумки.

Философские взгляды.

Психологические «запчасти».

Где женщина настоящая Загадка.

Да-да, та самая с поехавшей кукухой.

Опубликовала  пиктограмма женщиныАльбина Диденко  13 апр 2024

Мемуары улитки (фильм)

«Понять жизнь можно оглядываясь назад, а прожить — только глядя вперёд.
Улитка никогда не возвращается по следу, она всегда ползёт вперёд.»
Мне понравилось название данного анимационного фильма.
Что это за «Мемуары улитки»?
Само оформление представления в стиле пластилиновых изделий.
Клёвый формат.
Жирный лайк.
Я насладилась процессом просмотренного.
Свеженькие и непривычные персонажи для всех (не)зреющих зрителей.
Годно.
Сюжет таков.
Брат и сестра родились близнецами.
Две разные души, но с одни…

Опубликовала  пиктограмма женщиныАльбина Диденко  09 фев 2025

Советское кино глазами западных нравов

Сексизм, лукизм и харассмент в советском кино

Социальные нормы очень подвижны. И то, что казалось нормальным еще несколько десятилетий назад, сейчас становится неприемлемым и в США, и в Западной Европе, и постепенно даже в России. Особенно заметно это в отношениях полов. Мы проанализировали старые советские фильмы, где обыденная жизнь была представлена в улучшенном, глянцевом варианте, и выделили сексистские сюжетные ходы, реплики, а местами и то, что сегодня однозначно восприняли бы как харассмент.

Девчата (1961)

По сюжету главная геро…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныGoogmen  15 мая 2019

—Катаева, написавшего для меня много песен, пригласившего меня в первый музыкальный фильм-это было в 71-м году, в многосерийном фильме «День за днем» я озвучила все серии за героиню Женьку. Илюша, всегда мне говорил: «Ничего не бойся, ты все умеешь. Тебе, только напиши, ты все споешь». Он был для меня дорогим и близким человеком, мне было тяжело при прощании. И вместе с тем я знаю, что надо научиться смотреть светло на уходы, и на свой собственный уход надо смотреть светло. Все мы знаем, что мы не вечны и это нас ограничивает в наших желаниях, притязаниях. Сейчас я все больше ухожу в себя, в свой внутренний мир и больше мирюсь с тем, что нам всем придется покинуть этот прекрасный мир. Более того, сейчас я совершенно по-другому смотрю на снег, на зелень, на море, на небо. Моя жизнь высветилась, какой-то другой гранью.

Опубликовал(а)  Арсений Сибагатов  06 фев 2022

— Как испортить прекрасный советский фильм?
— Сделать в наше время продолжение!

Опубликовала  пиктограмма женщиныАрина Забавина  05 мар 2013