У меня есть соседка, которая иногда жалуется мне на своего мужа. Она говорит, что когда они ругаются, муж перестаёт ее слышать. И видеть. И воспринимать. Она говорит, что он будто «становится на паузу» во время ссоры, отключая свой мозг. А вы знаете, ведь она права.
Во время спора или ссоры наш мозг буквально выключает ту зону, которая отвечает за распознавание, осмысление и восприятие новой информации. Поэтому донести свою точку зрения оппоненту до тех пор, пока конфликт не пойдёт на убыль, очень сложно. А порой и вовсе невозможно.
По тому, как ведёт себя человек в ссоре и в жизни можно многое рассказать о его детстве, его психотравмах и о том, что «записано» в разных частях его мозга.
Наш мозг состоит, в грубом приближении, из трёх частей: рептильной части, лимбической системы и неокортекса. Рептильная часть нашего мозга, отвечающая за наши инстинкты, является самой древней, она есть даже у ящериц. И формируется она к первому году жизни ребенка. Лимбическая система отвечает за наши эмоции и формируется в период от 1,5 до 4 первых лет жизни ребенка. А вот неокортекс или когнитивная часть — самая молодая, но как раз она и отвечает за рациональность, мышление, здравый смысл и умение рассуждать. Она формируется у человека с 4 до 7 лет.
То есть, сначала у нас формируется рептильный мозг, который является базовым, и отвечает за наше выживание и функционирование, затем эмоциональный мозг (лимбическая система), который позволяет нам радоваться, злиться или страдать, и только к 7 годам формируется когнитивный мозг (неокортекс), которым мы анализируем всю входящую информацию, даём названия и имена происходящему и все категоризируем. Рептильный и эмоциональный мозг развиты лучше, чем когнитивный, и именно потому мы сперва попадаем во власть инстинктов и эмоций и лишь потом начинаем рассуждать рационально. А ещё наша когнитивная часть мозга имеет свойство отключаться. Во время сна, например, оттого наши сны такие «нелогичные», или во время спора, отрезая нас от объективного восприятия реальности.
С момента рождения ребёнка и до года, все происходящее с ним, записывается в виде бессознательной информации в рептильную часть мозга. То, как удовлетворяются его потребности, как быстро откликаются на его зов, насколько с ним тактильны и внимательны- все это записывается в рептильных мозг в формате «стимул-реакция». Дальнейшая жизнь человека буквально «обуславливается» этой информацией.
К моменту окончания формирования эмоционального мозга, уже приходит понимание того, что такое эмоциональные границы, самоопределение и самоценность. Вот эта вся неуверенность в себе, непонимание того, кто ты есть в этом мире, оценочность себя в негативном ключе и любые проблемы межличностного взаимодействия, которые приносят обычно к психологу, родом оттуда. Из периода формирования нашего триединого мозга, который лежит в возрастном промежутке от 3 до 7 лет.
Но вся прелесть в том, что когнитивный мозг любого человека умеет распознавать и исправлять деструктивные детские установки, прописанные в рептильной и лимбической частях его мозга, если он осознаёт, что они отравляют его жизнь. Наш когнитивный мозг даёт возможность любому человеку осознанно убрать эти «системные ошибки», выработав новые когниции, формы поведения и эмоции. Если человек, конечно, этого хочет…