Одна мама всегда говорила своему мальчику о том, что он у неё особенный. Маленький мальчик внимательно слушал свою маму и верил. В свою особенность.
Быть может мама хотела поддержать и ободрить своего малыша, зарядить его уверенностью в себе, «повысить самооценку», говоря об его исключительности, а может ей когда-то самой не хватило слов признания в том, что она самая-пресамая, но только вырос мальчик с полной уверенностью в том, что быть особенным- это основная составляющая любви, гордости, тотального уважения и всеобщего успеха.
Вы замечали когда-нибудь, что слова одного человека как-то незаметно становились мыслями другого? А если этот человек важный и значимый для тебя, то его слова могут и вовсе превратиться в твое жизненное кредо и жизненную установку.
Что плохого в том, что мама станет поддерживать своего ребёнка словами об его исключительности и особенности? А ничего, кроме того, что малыш это утверждение возьмёт в свои крошечные ладошки и бережно поместит его внутрь себя. Ведь если это дала мама, значит, это что-то ценное, правда? И хранит мальчик это утверждение в себе, и лелеет, годами обслуживая, выискивая подтверждения своей особенности в оценках других людей. А когда не находит, расстраивается и начинает отгораживаться от мира и людей через внешние проявления особенного себя: ведь раз он не такой, как все, то нужно соответствовать, правда?
А чего могут лишиться дети, которым с любовь и лучшими намерениями вручается родительская установка об их особенности? Да много чего. Например, возможности быть частью несовершенного общества, права на проявление себя слабым и «не особенным», права на ошибку и возможности сделать шаг назад, не разрушаясь. Жизнь детей, принявших установку о своей особенности, становится похожа на прогулку по минному полю — никогда не знаешь, где рванет, но всегда к этому готов. Только вместо мин — оценки, выставленные другими людьми или самим собой, и болезненная реакция на любую критику и чужие достижения. А в руках, для баланса, бесконечное «подстраивание» под эти оценки своего шаткого самоощущения и самоценности
Представьте, что дверь в ваше жилище все время распахивает сквозняком, и вы, вместо того, чтобы ее хоть как-то укрепить, бежите со всех ног ее захлопывать каждый раз, когда она настежь распахивается и в неё влетает вихрем случайная либо не очень оценка или суждение, сбивает вас с ног и больно ранит. А когда вы обессиливаете, вы просто подпираете эту дверь собой, и никого больше внутрь не пускаете.
Вот так удивительно устроена наша психика — если она получает установку об особенности, она начинает больно раниться обо все то, что не подтверждает эту самую особенность, безупречность и превосходство.
Знаете, что я вам скажу? Детская психика имеет особенность просачиваться во взрослую жизнь случайными родительскими установками, а это значит, что важно хвалить, поддерживать и восхищаться своими детьми, замечая и отражая все хорошее, что в них есть, как в зеркале. Безоценочно и безусловно. Без превосходных степеней, выставления оценок, без преувеличения или преуменьшения их истинных достоинств и без сравнения их с другими людьми…