из цикла поэтических диалогов: о С.В. Рахманинове)
Стихи под музыку хочу писать,
«Сон» душу мне тревожишь.
И как тут быть, и что сказать,
В уста легенду вложишь.
И ветерок летит с небес,
Привет передаёт мне.
Где множество парящих пьес,
Колоколами множишь.
Скажу я вам, зритель мой,
Я музыкой живу.
И Родины родной порог,
Я в сердце берегу.
Есть уголок в душе моей,
Оставил сердце там.
Где белоствольные берёзы,
Подчиняются ветрам.
Где леса шум, журчанье родника,
В душе моей всё так перекликалось.
И вопреки, тревожась и любя,
Навеки сердце с Родиной рассталось.
И эмигрировал, тогда я сам,
Щадил и нервы, и свои сомнения.
Я преклоняюсь перед Родиной и там,
И сердце ныло болью отреченья.
Как я хочу вернуться в жизнь ту вновь,
И поиграть душой опять на скрипке.
И пианино клавиш, пальцев рой,
И сон в реальности растаял по ошибке.
Звуки снова бередили душу, мелодия воздушная, как лёгкий ветерок, то нежно звучала, то взрывалась морской волной и билась о скалы в исступлении, оставляя после себя жёлтую пену и уходила, кружась в вальсе… Будто в забытьи, я наслаждалась глубиной чарующей мелодии, уносящей меня в воспоминания, только мне известные… Встревожилась, услышав гром среди ясного дня, шум деревьев, сгибающихся под порывами ветра, мелодия легко лавировала сменой образов и видений, так что я долго находилась под впечатлением…
С.В. Рахманинов вложил в эту мелодию всю свою безбрежную душу, свои мечты и видения, и тоску перед расставанием с Родиной. Он хотел быть услышанным и это сбылось. Музыка, как вода, хлеб была ему жизненно необходима. Его музыка лечила души, призывала наслаждаться и видеть прекрасное, заставляла верить в себя и совершать подвиги и поступки. Она была игрива и восхитительна, уносила в поднебесье и опускала на землю. Слушая Рахманинова, каждый вспоминает свою историю, связанную с музыкой. Слушатели оказываются в плену иллюзий и волшебства мелодии, которая нежно окутывая, заставляет уходить в прекрасные воспоминания. Она пленяющим мирозданием наполняет их сердца.
Музыка к романсу: «Сон», создала образ очень хрупкой и тонкой иллюзии, когда певица выводит первую грустную ноту, фортепиано вторит ей, затем с ностальгией угасает и, вновь взрывается новой волной. Мелодия, вместе с певицей, сливаются воедино, звучат в унисон, соединяясь в одно целое. Музыка к романсу: «Сон» была написана перед эмиграцией Рахманинова. Это было служение искусству, он был гениальным пианистом, выдающимся композитором и в последующем очень талантливым симфоническим и оперным дирижёром. Сочинять музыку, для него было такой же потребностью как дышать или есть. Желание писать музыку не покидало его. Рахманинов говорил при помощи звуков, едва успевая записывать ноты. Таким образом высказывал свои мысли и желания. Он очень любил музыку и поэзию, это как сёстры близнецы не могут существовать друг без друга. В стихах очень много музыки, просто её надо услышать и укутать чарующей мелодией.
Любовь окрыляла и вдохновляла Рахманинова на невероятное. Всё красивое заставляет писать музыку, и не надо бежать от неё. Надо писать, так, чтобы получилось, что-то стоящее. Красивая женщина, это неиссякаемый источник вдохновения, который носится в сердце, но, когда вы творите надо оставаться наедине с собой, чтобы ничто не могло нарушить пространства созидания.
В романсе: «Сон», слышится тоска и тревога по Родине, для которой всегда был уголок в его многогранной неувядающей душе. Это ностальгия и прощание.
Copyright: Надежда Ямщикова, 2019