Почему Бердяева запрещали в советских школах.
В старом советском фильме «Собачье сердце» у меня есть любимое место. Я его наизусть помню. Это, когда сидят обедают профессор Преображенский, доктор Борменталь и Шариков. Шариков говорит, что Швондер ему книжку дал, переписку Энгельса с Каутским. Профессору вдруг так интересно становится, и он спрашивает Полиграф Полиграфыча:
— И что же вы думаете?
Шариков говорит:
— Да не согласен я!
Преображенскому еще интереснее, он уточняет:
-Простите, а с кем именно вы не согласны? С Энгельсом или с Каутским?
На что Шариков, зевая, отвечает:
-Да, с обоими!
Преображенский чуть ли не выпрыгивает со стула и спрашивает:
-И что же вы предлагаете?!
Ну, а Полиграф Полиграфыч произносит свою великую фразу:
-Да надо взять все и поделить!
Вот так вот просто — взять все и поделить на всех. И всем будет счастье. Знаете, такое вот общество счастливых, равных людей. На эту фразу Шарикова я всегда вспоминаю известную фразу русского философа Николая Бердяева. Из его книги «Философия неравенства». Я даже думаю именно за эту книгу он был запрещен в советских школах.
Вот, что он пишет: «По природе своей люди не равны, достичь равенства можно лишь насилием, причём это всегда будет выравнивание „по нижнему уровню“. Уровнять бедного с богатым можно, лишь отняв у богатого его богатство. Уровнять слабого с сильным можно, лишь отняв у сильного его силу. Уравнять глупого с умным можно, лишь превратив ум из достоинства в недостаток. Общество всеобщего равенства — это общество бедных, слабых и глупых людей, основанное на насилии». Вот к этой фразе ничего не добавишь, и ничего от нее не отнимешь.
И знаете, какая для меня самая большая опасность в этом равенстве? Это отсутствие соревновательности. Когда все уравниваются, то мне уже некуда стремиться. Нет никакой мотивации к развитию. Зачем усилие прилагать? Чего я хочу добиться? Все же равны, выпрыгивать никуда нельзя — вот такое равенство обязательно приводит к деградации.
Вот только нынешнюю соревновательность в обществе я тоже считаю губительной. Мне через телевизор, интернет, журналы навязывают, что я должен быть успешнее других, богаче других, обязательно Айфон должен иметь, желательно последний. Я должен ездить на крутые курорты, и машину должен менять каждый год. А если у меня всего этого нет, то я лузер и неудачник. И знаете, так по-честному, я глубоко плевать хотел на все эти ценности.
Я уверен, вот такая соревновательность, вот эти ценности — они делают нас всех несчастными людьми! Именно поэтому у нас вот такое бешеное неравенство и ненависть друг r другу. Вот поэтому-то всякие Шариковы так примитивно понимают, что такое равенство. Взять все и поделить.
Для меня равенство — это, когда я со всеми своими способностями, талантами, жизненным опытом, стараюсь делать счастливыми других людей. Ведь каждый из нас уникальная личность. И если эту свою уникальность я встраиваю в общую мозаику, то так и получится общество счастливых людей. И соревновательность будет в таком обществе совсем другая. Кто добрее других, кто теплее других, кто заботливее других, кто больше делает счастливыми других. Вы представляете себе такое общество? И это будет уже общество равновесия. У нас ощущение счастья будет равным, одно на всех! Представляете?
Вот что такое равенство! Это когда каждый счастлив, потому что делает счастливыми других. Вот о таком обществе я и мечтаю. Как-то давно вычитал очень интересную фразу из какой-то древней книги: «Соперничество мудрых — умножает мудрость». Хотелось бы переиначить ее: «соперничество счастливых — умножает счастье».
Потому я, как и Полиграф Полиграфыч, не согласен ни с Энгельсом, ни с Каутским. Потому что равенство — это состояние равновесия с другими, состояние гармонии. Да и с Шариковым не согласен, потому что гармонию нельзя отнять и поделить. Ее можно только приумножить.