В психологии есть много теорий, утверждающих, что свои нерешенные психологические проблемы родители передают детям по наследству. В виде родительских установок о том, как жить, как относиться к другим людям и к самому себе. И в зависимости от этого наследства, мы по-разному смотрим на мир: ранимся и разрушаемся об него через собственные чувства и переживания или наоборот — живем легко и беззаботно.
Вы слышали когда-нибудь о контейнировании эмоций? Это одна из таких теорий. И она о способности человека к саморегуляции, вручаемой ему его родителями.
Представьте, что в этот мир каждый человечек приходит с особенным, предназначенным именно для него, контейнером. Но пока этот человечек мал, он пользоваться им не умеет, а потому этот особенный контейнер находится у его мамы. На временном хранении, до совершеннолетия. У мамы, которая учит его всему на свете: кушать ложечкой; ходить; одеваться; говорить и… пользоваться этим особенным контейнером. Учит так, как она сама умеет и так, как когда-то научила ее собственная мама.
Любой ребенок выражает свои негативные чувства и эмоции (страх, тревогу, боль, голод, дискомфорт) через крик. По-другому он не умеет. А мама или замещающий ее взрослый спешит на этот крик, берет малыша на руки, кормит, меняет пеленки, гладит животик и говорит что-то типа:" Ничего страшного, ты просто голодный/мокрый/невыспавшийся, мы сейчас тебя покормим/поменяем/погладим/полечим/подуем на больное место и все будет хорошо". И тем самым она будто забирает себе напряжение малыша, его боль, страх, тревогу и дискомфорт. Забирает и помещает в специальный «контейнер», а потом достаёт и возвращает обратно ребёнку чувства уже в «переработанном» в виде — в виде поддержки, ласки, заботы и успокоения.
И, глядя на маму, ребенок со временем тоже научается пользоваться этим ''контейнером", сам начинает распознавать и трансформировать свои чувства и эмоции: «Я голодный, мне некомфортно, но ничего страшного, скоро придёт мама и меня накормит». Или: «Меня уволили с работы, мне обидно, но ничего страшного, я скоро найду новую».
А если в семье было принято не обращать внимания на чувства и эмоции ребёнка, считая их незначимыми, то он так и не научается пользоваться своим особенным контейнером. Непонятным и неудобным контейнером, который, громыхая волочётся за ним как гиря на ноге, напоминая о себе запоздалым чувством вины или неуместным чувством стыда.
И, вырастая, человек не распознает своих эмоций, не умеет с ними справляться и не понимает, что с ними делать. И, возможно, он даже решает, что это их «семейная черта характера» и смиряется. Но приходит время, когда он начинает догадываться о предназначении этого контейнера. И тогда он делает «работу над ошибками своей жизни» либо приносит этот контейнер своему психологу.
Детская психика особенная, чтобы она сформировалась правильно, для ребёнка очень важно знать, что родители в состоянии справиться с тем, с чем он пока не умеет справляться самостоятельно. Даже если это касается его собственных чувств и эмоций. Но, а если это не так, то таким родителем становится для него какой-то очень особенный человек в его взрослой жизни. Или он становится таким родителем сам…