Место для рекламы

История Янтарной комнаты ДО её исчезновения.

Все мы знаем что Янтарная комната исчезла во время вов, а как она вообще появилась не знает практически никто (((

ЯНТАРНАЯ КОМНАТА В ОБМЕН НА ВЕЛИКАНОВ.

Петр Великий свозил в свою столицу чудеса со всего света: странные вещи, произведения искусства — в общем, все, что его удивляло или забавляло.

Ему очень хотелось увидеть чудесный, как говорили тогда в Европе, кабинет, сделанный из янтаря по приказу прусского короля Фридриха Первого для его дворца в Шарлоттенбурге.

Впервые русские солдаты появились в Берлине задолго до Семилетней войны (1756—1763), одного из самых масштабных конфликтов Нового времени. Русские солдаты состояли на службе у отца Фридриха II — Фридриха Вильгельма I, занимавшего прусский престол в 1713—1740 годах.

Среди современников Фридрих Вильгельм I прослыл «солдатским королем» (нем. SoldatenkO"nig). Плац-парадными пристрастиями отличались многие порфироносцы, но увлечение Фридриха Вильгельма I носило особый характер: он усердно коллекционировал солдат-великанов.

Самые рослые солдаты отбирались в Лейб-гвардии Его Королевского Величества полк (Leib-Regiment или KO"nigsregiment), расквартированный в Потсдаме. Первая шеренга 1-го, или Красного, гренадерского Лейб-батальона этого полка комплектовалась двухметровыми людьми.

В годы Северной войны для Петра I был весьма важен союз с Пруссией; зная об увлечении Фридриха Вильгельма I, царь неоднократно высылал ему высокорослых русских солдат. Часть из них передавалась прусскому королю в дар навечно, другие командировались в Пруссию на время. За десятилетний период с 1712 по 1722 год Петр «отдал в услужение» 152 нижних чина, а с 1714 по 1724 год подарил королю Фридриху Вильгельму-I 248 русских солдат. Из общего числа русских солдат подаренных Фридриху Вильгельму I в потсдамскую Великанскую гвардию (Riesengarde) был зачислен лишь каждый четвертый; остальные солдаты — те, которых Фридрих Вильгельм I посчитал недостаточно высокими, были распределены по армейским полкам.

Справедливости ради заметим, что прусский король не оставался в долгу перед русским царем Петром Великим. Достаточно вспомнить, что в числе ответных даров в Россию король Фридрих Вильгельм I отправил в подарок русскому царю знаменитую Янтарную комнату

Работа была многотрудной и долгой. Мастера распиливали куски янтаря на тонкие пластинки, подбирали их по цвету и рисунку и наклеивали на деревянные панели.

Несколько лет продолжалась эта работа. Постепенно кабинет посещали все больше гостей короля Фридриха, дипломата, великого хитреца и интригана, который умудрялся заигрывать с Россией против Швеции, со Швецией — против Польши, с поляками — против Турции… В общем, знаменитый был король, хоть страна у него была невелика. Русский посол в Голландии Матвеев писал о прусском короле в Петербург: «Ко мне он чрезвычайно милостив и разговаривает со мной часто по-латыни. О Вас отзывается с великим почтением, как Вы изволили сами видеть свет не по прежнему обычаю, а потом государство во всем мудро обновили и науку позволили, что прежде под смертной казнью было заказано, и повелели своим подданным ездить по свету свободно…»

Петру хотелось поглядеть на янтарную комнату, но все было недосуг снова поехать в Европу. А тут и прусский король умер, а вместо него на трон взошел Фридрих-Вильгельм I, совсем другого склада человек, типичный солдафон, грубиян, но экономный, расчетливый хозяин, во всем искавший выгоду.

Наконец в 1716 году Петр Первый собрался с государственным визитом во Францию и по дороге, разумеется, побывал в Берлине, где гостил у Фридриха-Вильгельма.

И тут Петр узнал, что янтарный кабинет так и не закончен, что после смерти отца новый король не пожелал тратить деньги на такую ненужную в хозяйстве вещь, и три большие панели (четвертую так и не завершили) сняли со стен и отправили на армейский склад — цейхгауз.

Петру удалось уговорить Фридриха-Вильгельма показать ему янтарные панели, которые русского царя восхитили, и он тут же предложил их купить. Со своей стороны он подарил прусскому королю пятьдесят пять великанов, из которых тот составил свою личную охрану.

Солдаты-великаны были модой XVIII века. Каждая армия старалась создать у себя хотя бы гренадерскую роту из «баскетболистов». Но в маленькой Пруссии таких гренадеров катастрофически не хватало, в России же было все что угодно, даже великанов сколько пожелаете. Впрочем, все на свете условно. В начале XVIII века европейцы были сантиметров на двадцать ниже, чем сегодня. Так что тогдашних великанов никто бы сегодня в нормальную баскетбольную команду не взял. Настоящим гигантом был лишь сам Петр Первый, ростом под два
метра.

Любопытно отметить, что когда гренадеров дарили, то пруссакам поставили условие: великаны будут сменяться, как на полярной станции зимовщики. Через несколько лет они возвращались домой, а вместо них присылали новую роту гренадеров-переростков.

И вот наконец поезд из восьми специальных длинных телег, на которые были установлены восемнадцать ящиков с панелями, отправился в Петербург. Там Янтарная комната ждала возвращения царя. Царь велел немедленно начинать работы по восстановлению и установке панелей.

И вот тут несчастная судьба Янтарной комнаты проявилась в ее печальном, мерцающем блеске. Я сейчас буду вам рассказывать о том, каково ей пришлось за трехсотлетнюю жизнь, а вы посчитайте, сколько же лет она исполняла свою роль — то есть украшала стены какой-либо комнаты.

Посмотрите: в самом начале XVIII века ее сделали, хоть и не полностью, немецкие резчики. Не успели прикрепить панели к стенам кабинета прусского короля, как тот умер, а панели сорвали со стен и отправили на склад, где они несколько лет ждали, пока их увидит русский император. И вот в 1716 году панели попали в Петербург.

Собрали камнерезов, художников и стали держать совет — как довести это чудо света до ума, подклеить, а главное — дополнить недостающие детали. И тут-то обнаружилось, что ни знающих мастеров, ни янтаря нужного размера и качества — ничего в России нет. Надо отправлять послов в Восточную Пруссию, где на пляжах под Кенигсбергом добывается янтарь, и, наверное, звать оттуда мастеров, хотя бы учителей для наших резчиков.

И знаете, что произошло? Можно догадаться. Художники и чиновники, которым было поручено собрать и доделать Янтарную комнату, побоялись доложить царю горькую правду. А тот за недосугом несколько лет не вспоминал о подарке. Потом вспомнил, кого-то наказал, кого-то выгнал, кому-то, может, и голову отрубил — этот царь был скор на расправу. Но ничего хорошего из этого не вышло — комната как была в ящиках, так и осталась.

В 1725 году Петр умер. О Янтарной комнате позабыли.

Еще через двадцать лет, в 1745 году, по какой-то теперь неизвестной причине о сокровище вспомнила дочка Петра, Елизавета, которая уже пять лет как занимала Российский престол.

Вернее всего, такой причиной стало сооружение Зимнего дворца, которым ведал великий архитектор Растрелли. Растрелли и предложил превратить в Янтарную комнату один из залов основной анфилады этого дворца.

Растрелли забрался в подвалы и отыскал ящики. И понял, что, даже если бы панели были в порядке, их слишком мало для зала — комнаты во дворце прусского короля были куда скромнее размерами. К тому же явно не хватало четвертой панели, которая была не закончена и осталась в Берлине.

Узнав об этом, Елизавета направила послу в Пруссии указание любой ценой, но, разумеется, подешевле раздобыть недостающую панель.

Чтобы вам было понятнее, я поясню: панелью мы называем здесь янтарное полотно, похожее по форме на дверцу шкафа. По высоте она доставала до потолка зала, а по ширине в стене от угла до двери их помещалось две. То есть Янтарная комната состояла из четырех «дверок»: по две на боковых стенах, а третья стена, дальняя от окна, оставалась без янтаря, так же как и стена, занятая окнами.

Янтарной комнате повезло. Очередной прусский король счел полезным дружить с Россией, отыскал недостающую панель, нашел мастеров, чтобы ее доделать, и через год отправил в Петербург.

Теперь задача Растрелли облегчилась. Но не настолько, как вы думаете. Раз кабинет в Берлине был куда меньше зала в Петербурге, то янтарь пришлось дополнять всякого рода вставками, а также укрепить между панелями высокие, в высоту панелей, зеркала. А когда и этого не хватило, то Растрелли вставил посреди каждой панели по мозаичной картине флорентийского художника Дзокки, которые символически изображали разные чувства человека — осязание, зрение, вкус и т. д.

Итак, в 1746 году Янтарная комната наконец-то была окончательно готова, и ее выставили в Зимнем дворце. То есть она стала официальным залом приемов.

Прошло девять лет, и, так как в Царском Селе строился новый дворец, царица пожелала перенести туда Янтарную комнату.

Зал разобрали. Растрелли уже этим не занимался, а других охотников не нашлось, да и залы в Царском Селе были совсем другими. И тогда решили обойтись вовсе без Янтарной комнаты. Она снова отправилась в подвал. В третий раз за свою недолгую жизнь.

Трудно поверить, но на этот раз Янтарная комната пролежала в подвалах 125 лет! Ее снова восстановили и открыли в Екатерининском дворце Царского Села лишь в 1870 году.

Воистину несчастная комната!

Янтарная комната просуществовала до 1941 года.

За семьдесят лет панели пришли в полную ветхость, и потому было решено осенью 1941 года снять их со стен и капитально отреставрировать.

Но не успели… Началась война.

К Царскому Селу, переименованному тогда в город Пушкин, подошли фашисты.

Срочно шла эвакуация ценностей. Но когда панели стали снимать со стен, янтарь посыпался. Времени было в образ. Музейщики успели только заклеить панели бумагой и закопать в надежде, что немцы их не найдут.
Но нашелся предатель, и оккупанты извлекли панели на белый свет.

Для немцев эти панели являлись германской ценностью, временно уступленной России. Так что их срочно подклеили, подправили и увезли в столицу Восточной Пруссии Кенигсберг, где они оказались в городском музее. Там панели были выставлены на обозрение.

С 1941 года больше трех лет панели находились в музее. Но когда фронт стал приближаться к городу, немецкие власти обеспокоились, и решено было Янтарную комнату снова эвакуировать.

Какая невезучая комната!

Известно, что гауляйтер (губернатор) Восточной Пруссии Эрих Кох 4 марта 1945 года отправил хранителю Янтарной комнаты Альфреду Роде циркуляр с выговором за промедление с эвакуацией.

Но, судя по всему, эвакуация продолжала задерживаться. Это же не одна картина или скульптура — это десятки громоздких ящиков!

Сам Роде после войны утверждал, что коллекция сгорела во время бомбежки в августе 1944 года. Тогда за что же он получил выговор от Коха?

В любом случае мартовская записка Коха — последнее документальное подтверждение существования Янтарной комнаты.

Дальше комната как в воду канула.

Вместо Янтарной комнаты пошли плодиться свидетели, очевидцы и авантюристы всех мастей. И уж конечно журналисты, совершенно незнакомые со словами «совесть», «порядочность» или «логика».

То появлялся советский майор Грубо, который якобы пустил ко дну обоз немцев, двигавшийся по льду Вислинского залива. Майор вспомнил о своем подвиге через тридцать лет. Специальная экспедиция прочесала все дно залива, не думая о том, что майор разбомбил обоз в феврале, а в марте Янтарная комната еще была в Кенигсберге.

Мне нравится своим абсолютным идиотизмом версия, выдвинутая одним из наших журналов о том, что вроде бы Сталин приказал сделать две Янтарные комнаты. Советские реставраторы тут же отрапортовали: «Готово!» Копию почему-то подарили американскому миллионеру Хаммеру, и она тоже исчезла. Пропил ее миллионер, что ли?

Исчезновение Янтарной комнаты — одна из основных тайн XX века.

Любимая тайна журналистов.

Если посчитать, сколько было написано статей, очерков, книг, диссертаций и монографий по этому поводу, соберется солидная библиотека,

Существует несколько основных версий. И вокруг каждой из них клубится по нескольку вариантов.

Наиболее правдоподобная и самая нелюбимая журналистами версия заключается в том, что во время бомбежек и обстрелов Кенигсберга нашими войсками музей сгорел и Янтарную комнату не успели спрятать в подвалах или эвакуировать. Ведь янтарь — это не камень, а смола. При относительно невысокой температуре смола плавится и даже испаряется. Что и случилось с шедевром прусских мастеров. Эта версия не оставляет никаких надежд.

Вторая, также малоприятная для романтиков, версия заключается в том, что Янтарную комнату успели демонтировать и погрузить на транспорт, который вышел в море и был торпедирован нашей подводной лодкой. И даже называется наиболее вероятный кандидат на эту роль — транспорт «Густав», утопленный нашим подводником Маринеско.

Если в Вислинском заливе, небольшом и мелководном, можно вести подводные поиски, то разыскивать потонувшие сокровища на основной акватории Балтийского моря все равно, что искать иголку в стоге сена.

Куда как соблазнительней для кладоискателей версия, по которой Янтарная комната и сейчас таится в подземельях Кенигсберга. Дело в том, что перед войной Кенигсберг был одним из крупнейших и древних городов Европы с населением больше миллиона, в нем было метро, а также множество различных подземных ходов и туннелей. Во время штурма они большей частью были затоплены или разрушены, но это не означает, что все сохранившиеся исследованы или хотя бы обнаружены.

Наконец, самая популярная версия заключается в том, что сокровища успели добраться до Германии. И там их схоронили либо в неизвестном озере, либо в заброшенных рудниках, либо в каких-то саксонских пещерах.

Вот тут-то и возникают экспедиции, открытия и громкие возгласы, что Янтарную комнату уже завтра найдут, если очередной эсэсовский дедушка не успеет раньше помереть.
сколько появлялось и исчезало очевидцев, которые собственноручно запаковывали или вывозили эти ящики с янтарными панелями, сколько отыскивалось бывших хранителей и смотрителей, которые обещали обязательно найти комнату…

И вот у нескольких ленинградских реставраторов примерно двадцать лет назад родилась смелая, почти сумасшедшая идея. А зачем ждать, пока Янтарную комнату найдут? А если ее никогда не найдут? Не лучше ли самим ее восстановить, то есть повторить труд прусских мастеров, которые триста лет назад собрали ее из кусочков янтаря?

Сначала к этим людям относились снисходительно, как к шутникам или сумасшедшим. Но они были упорны. Была собрана деталь площадью несколько сантиметров, затем часть панели… Работа осложнялась тем, что не сохранилось цветных фотографий или акварелей, которые точно передавали бы переливчатые цвета панелей. К тому же если у прусского короля в распоряжении было все Балтийское море, откуда за бесценок привозили большие куски янтаря, сейчас янтаря стало меньше и добывать его куда дороже и сложнее.

Тем не менее, после того, как и музейщики и художники поверили в умение реставраторов и слухи об их работе распространились не только по нашей стране, но и по всему миру, было принято решение полностью повторить Янтарную комнату. И это стало делом государственным.

И вдруг недавно, когда работа шла полным ходом, из Германии пришла сенсационная весть. В одном доме обнаружилась мозаичная картина «Осязание и обоняние», сделанная в XVIII веке во Флоренции и использованная Растрелли, чтобы увеличить Янтарную комнату. Якобы отец владельца картины привез ее с войны и спрятал на чердаке.

Находка вызвала новый всплеск догадок и гипотез. Но сейчас исследователи склоняются к мнению, что немецкий солдат, привезший картину, просто украл ее в панике отступления в апреле 1945 года. Благо она невелика. К тому же мозаика куда более огнеустойчива, чем янтарь.

Эта картина, как и нашедшийся также в Германии комод — две подлинных детали Янтарной комнаты, — уже переданы России и находятся на своих местах.

Опубликовал    16 сен 2021
5 комментариев

Похожие цитаты

Самые интересные истории те, которые нельзя никому рассказать…

Опубликовала  пиктограмма женщиныIce_cream  02 дек 2012

Доверяя человеку сокровенную тайну, вы насильно вручаете ему кувшин, доверху наполненный водой, который придется нести, не расплескав ни капельки… нести до тех пор, пока вода полностью не испарится. И не дай Бог, он споткнётся, и кувшин — вдребезги!
…А мы так любим делать других виноватыми.
/zulnora/

© Copyright: Зульнора, 2013 Свидетельство о публикации №113022606534

Опубликовала  пиктограмма женщиныЗульнора  26 фев 2013

И ложатся в ладони тайны,
лёгким шорохом лепестков…
Молчаливое понимание —
это выше красивых слов…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЛюдмила Щерблюк  20 апр 2013