что первые постоянные и повсеместные дороги на Руси начали прокладывать только при Иване III
А до этого пользовались зимой — замерзшими реками
А летом на ладьях.
Леса в ту пору были по большей части не проходимые,
Стоило отойти с какого-то проторенного пути и человек пропадал, в некторых местах просто тонул в всеместных болотах. Как Сусанин завел поляков? Да дорог просто не было тогда просто на Руси.
Почему реки имели броды? Да потому что берега были настолько зарощены растительностью, что просто подойти к берегу было просто невозможно. Помните «стояние на Угре»? Да не могли враги просто перейти реку большими силами, а узкий поток войск наши успевали перебить.
Реки были полны рыбы, а как выловишь её при таких заводях? Бобры жили повсеместно, ну как их было массово съесть, хотя и в церквях считали бобров рыбой (т к жили зверьки в воде) Их даже ели как рыбу в «постные» дни. Грибы, ягоды, звери почему так массово водились — да никто не мог просто войти в лес и перебить их. Чуть в сторону от дороги и начиналось царство природы, девственные леса. Пчелы давали столько меда, что его ели пили и по усам текло — это ли не изобилие природы ещё 121314 веков нашей эры?
В летописях описан очень интересный случай. — князь Михалко Юрьевич Долгорукий (сын Юрия Долгорукого) с войском пошёл воевать владимирского князя Ярополка из Владимира. Узнав об этом, Ярополк с армией двинулся ему навстречу. В пути обе армии разминулись и … прошли мимо друг друга.
Поняв что разминулись, князья развернули войска, надеясь встретить неприятеля на обратном пути. Снова промахнулись. Так и не встретившись противники вернулись по домам. Война так и не началась.
Князь Владимир Святославович, перед походом на Новгород в 1014 году, чтобы избежать подобной ошибки приказал сначала «теребить путь и мостить мосты».
Кто помнит, что римляне мостили дороги камнем? Завоевывали страны и мостили дороги. Зачем? Чтобы через бурелом не пробираться и быстро по этим дорогам ходить. Почему? да потому что нельзя было не заблудиться. В Крыму у нас сохранились ещё римские дороги в районах севернее Ялты и южнее Феодосии. До сих пор! Они конечно сейчас заросли уже немного, но по ним до сих пор ходить можно!
Кстати, почему вы думаете в СССР вдоль дорог сажали тополя? Чтобы зимой, когда заметет дорогу метелью по самые уши, не сбиться с пути и деревья в первую очередь обозначали дорогу. А вы и не знали!