Наталье Белохвостиковой — 70: Почему знаменитая актриса уже 20 лет живет затворницей
28 июля исполняется 70 лет известной актрисе, народной артистке РСФСР, самой юной обладательнице двух Государственных премий СССР за всю историю советского кино Наталье Белохвостиковой. В 1970-х — 1980-х гг. она блистала на экранах, заслужив признание и на родине, и за рубежом. Большинству зрителей актриса запомнилась по ролям в фильмах «Красное и черное», «Легенда о Тиле», «Тегеран-43», «Принцесса цирка» и др. Вот уже 20 лет она не снимается в кино и не появляется на публике. Что заставило ее закрыться от всего мира и прервать успешную карьеру…
Актриса волей случая
Она никогда не мечтала об актерской профессии, но все решил случай. Наталья выросла в семье советского дипломата и переводчицы, детство провела в Англии и Швеции, отлично знала иностранные языки, и родители видели ее студенткой МГИМО. Она жила словно в параллельном измерении и позже признавалась: «Конечно, этого не понять. Но для меня это было так как-то естественно, потому что все свое детство до школы я прожила за границей. У меня не было ощущения, что что-то нельзя, что я в 5 лет залезла на Эйфелеву башню, например. У меня мир был так широк и так открыт с 9 месяцев, что никогда не было ощущения (у меня лично), что есть другая жизнь».
В посольство часто приезжали советские делегации кинематографистов. Наталья бывала на приемах и ловила каждое услышанное слово. Вот тогда впервые у нее проснулся интерес к кино. «И мне очень тайно очень хотелось, конечно, как-то к кино иметь какое-то отношение, но я, будучи человеком трезвым, я понимала, что я настолько тихая, настолько застенчивая», — рассказывала Белохвостикова. Когда ей было 14, режиссер Марк Донской попросил у ее отца разрешения снять Наталью в эпизоде своего фильма «Сердце матери». Съемки как раз проходили в Швеции, и у создателей фильма не было возможности привезти туда из СССР всех актеров, поэтому эпизодников искали на месте.
После того, как работа над фильмом была завершена, Марк Донской пригласил Наталью с матерью на просмотр картины на киностудии им. М. Горького. Когда они вышли из просмотрового зала, столкнулись с режиссером Сергеем Герасимовым, и Донской в шутку сказал: «Вот, посмотри, артистка новая. К тебе будет поступать. Тоже артисткой хочет быть». Наталья залилась краской и от волнения не смогла проронить ни слова. А Герасимов ответил: «Ну чего, пусть поступает. Хорошая профессия. Пусть поступает». Уже через несколько дней Белохвостиковой позвонили от имени Герасимова и пригласили на прослушивание во ВГИК. На тот момент она еще даже не пошла в 10-й класс. Ее приняли без аттестата и вступительных экзаменов, а школу она позже закончила экстерном. Так и решилась ее дальнейшая судьба.
Судьбоносная роль
Первой серьезной киноработой Белохвостиковой стала главная роль в фильме «У озера». Она тогда еще была 17-летней студенткой 2 курса, а ее педагог Сергей Герасимов уже специально под нее прописал роль в сценарии. И ей удалось полностью оправдать его ожидания. За эту работу начинающая актриса в 1970 г. получила премию кинофестиваля в Карловых Варах, а в 1971 г. была удостоена Государственной премии СССР, став самым молодым ее лауреатом. А самой большой наградой стало то, что зрители полюбили ее с первой же роли. Наталья сама не могла поверить своему счастью: «Я знала, что я не должна ее получить, потому что 20 лет. В 20 лет никто никогда в жизни не получает Государственных премий. Так не бывает. Ну не кончают школу в 7 лет, ее только начинают. Поэтому в 20 лет ну не дают их. А дают, когда человек уже матерый, что-то такое создал в жизни». Спустя 14 лет актриса получила еще одну Государственную премию за фильм «Берег».
Роль наивной юной девушки, влюбленной во взрослого мужчину, принесла ей оглушительный успех и предрекла события в личной жизни — в скором времени актриса сама испытала такие же чувства, во власти которых находилась ее героиня. Во время поездки на премьеру фильма «У озера» в Белград Белохвостикова встретилась с режиссером Владимиром Наумовым. Он был старше нее на 23 года, у него за плечами был неудавшийся брак, он воспитывал сына, но рядом с юной актрисой вел себя, как влюбленный мальчишка.
Когда по возвращении в Москву журналисты одной из газет задали ему вопрос о том, что его больше всего впечатлило в этой поездке, режиссер ответил: «Актриса Наталья Белохвостикова». После этого Наумов пригласил ее в ресторан и сделал предложение. Она ответила запиской: «Согласна. Белохвостикова». С тех пор они не расставались и живут вместе уже 50 лет.
Муза Наумова
Она стала для него не только женой, но и музой. Он снял ее в 9 своих фильмах, превратив в одну из ярчайших советских актрис. Режиссер даже не приглашал на пробы других претенденток, заранее уверенный в том, что его жена справится с любой ролью. Однако на съемках ей приходилось нелегко: Наумов был очень жестким и требовательным на площадке, и к своей жене был особенно беспощаден. Он не раз срывался, повышал на нее голос во время работы, а она безропотно сносила эти вспышки и выполняла все его требования. Наверное, поэтому и результат их совместной работы был блестящим. Фильм «Тегеран-43» стал одним из лидеров советского кинопроката, собрав у экранов 47,5 млн зрителей.
Конечно, за ее спиной многие перешептывались: мол, добилась успеха только благодаря мужу. Но если бы это было так, другие режиссеры не приглашали бы ее на съемки, а Белохвостикова снималась и у Сергея Герасимова, и у Михаила Швейцера, и у Светланы Дружининой. Наумов помог раскрыть ей все грани своего актерского таланта, и благодаря ему она смогла обратить на себя внимание других режиссеров и в полной мере реализоваться в профессии.
Когда актрисе было 23 года, у нее родилась дочь Наталья. А второй ребенок появился, когда Белохвостиковой было 56, а Наумову — почти 80. Однажды они приехали с подарками в подмосковный детский дом и увидели там 3-хлетнего мальчика Кирилла, который попросил их подарить ему крестик. После этой встречи актриса не могла забыть ребенка и постоянно возвращалась мыслями к нему.
Актриса вспоминает: «Однажды мы с Володей сидели вечером и он говорит: „А что он там делает в своем одиночестве?“ — „И я об этом думаю“. И мы поняли: ну невозможно продолжать так же жить, куда-то ездить, улыбаться и знать, что вот он уходит в никуда и, скорее всего, в беду, в одиночество, потому что очень редко у кого из этих воспитанников складываются судьбы».
Многие осуждали их за этот поступок и называли решение усыновить ребенка в столь зрелом возрасте легкомысленным. В прессе появились десятки публикаций, в которых этот шаг называли банальным пиар-ходом. Но Белохвостикова не обращала внимание на эти домыслы.
Главное — она сама твердо знала, зачем ей это было нужно: «Наша дочь Наташа уже взрослая, ей давно хорошо и без нас, а Кирюша наполнил нашу жизнь новым смыслом. Он спас нас с Владимиром Наумовичем от одиночества… Знаете, родители мне в детстве часто говорили: „Живи так, чтобы не было стыдно перед самой собой“. Вот в случае, если бы мы не забрали Кирюшу, мне жить было бы очень стыдно. И страшно… Я бы всем детям подарила маму и папу, потому что уверена: самое страшное в жизни — одиночество. Поэтому если у вас есть желание и возможность усыновить ребенка, не раздумывайте — спешите делать добро».
С тех пор Наталья Белохвостикова ни разу не пожалела о своем решении — сын стал для нее счастьем и новым смыслом жизни. Она не жалеет о несыгранных ролях и говорит: «В первую очередь я женщина, конечно. А женщина — это существо, которое без любви, без семьи, без уютного дома не может. Я себя не вижу без своих близких». Рядом с сыном она снова почувствовала себя молодой мамой — возможно, поэтому актриса и выглядит на десятки лет моложе своего возраста. И по-прежнему следует принципу, которому не изменяла с юных лет: «Жизненная позиция — улыбайся, держи спину ровно и делай то, что должно».
И они с мужем приняли непростое решение — усыновить Кирилла. С тех пор оба обрели новый смысл жизни.
20 лет вдали от всего мира
На публике актриса всегда улыбалась и не демонстрировала своих эмоций — так ее с детства воспитывали родители. Никто не знал о том, какие переживания скрывались за этой тихой улыбкой. На протяжении нескольких лет Белохвостикова вела отчаянную борьбу за жизнь матери и младшего брата — после ухода отца оба они долго болели. В 2008 г. не стало брата, через год — матери. Наталья признавалась: «Я побеждала долго, много. С ним, с мамой. Побеждала. Но не все дано. Вот бывает иногда ощущение такого непонятного оптимизма, когда ты не хочешь никого слушать. И правильно. И говоришь, что ты прав. И какое-то время ты прав. Но потом все равно Бог говорит: „Нет. Хватит“… Мне тогда казалось, что я могу все победить. Сейчас не кажется».
Уже 20 лет Наталья Белохвостикова не снимается в кино. Ее супруг столько же не занимается режиссерской деятельностью. Оба словно стали затворниками — не появляются на публике, не участвуют в светских мероприятиях, редко дают интервью и появляются на экранах. О том, что осенью 2020 г. актриса стала бабушкой, не знали даже их близкие друзья. Она ограничила общение с внешним миром, чтобы полностью посвятить себя заботам о муже, которому уже 93 года, и сыну Кириллу.
Для большинства зрителей Наталья Белохвостикова остается полной загадкой. Она могла бы продолжать сниматься в кино, могла бы наслаждаться своей популярностью и востребованностью, но вместо этого выбрала тихое семейное счастье вдали от всего мира. Однажды она призналась: «Переездов и путешествий я не люблю. Я вообще думаю, что по недоразумению стала актрисой. Мне дома хорошо. И нигде больше. Энергетическая, эмоциональная наполненность этих метров для меня самое главное». Жизнь научила ее тому, что ни грандиозный успех, ни признание миллионов зрителей не смогут восполнить самую страшную потерю — уход близких людей, а потому сегодня она изо всех сил пытается удержать тех, кто ей дороже всего на свете, и проводить с ними все свое время, не отвлекаясь ни на кого больше.