Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

«ОБЩЕСТВО «ДОЛОЙ СТЫД!» КАК БОЛЬШЕВИКИ В 1920 ГОДАХ БОРОЛИСЬ С БУРЖУАЗНЫМИ ПРЕДРАССУДКАМИ. Идеолог общества *Долой стыд!* Карл Радек (фото)

В 1920-х гг. советских граждан призывали вступить в общество *Долой стыд!*
На заре существования СССР происходили не только радикальные идеологические и политические трансформации, но и заметные социально-психологические перемены. В начале 1920-х гг. началась сексуальная революция, которая привела к дискредитации института семьи и брака и появлению организаций, пропагандирующих альтернативные культурные ценности. Таким было общество «Долой стыд!», участники которого маршировали обнаженными по улицам Москвы, демонстрируя свободу от «буржуазных предрассудков».
В Краснодаре, по воспоминаниям очевидца событий А. Трушновича, в 1922 г. происходило следующее: «Совершенно голый, украшенный только лентой с надписью «Долой стыд», оратор на площади Краснодара кричал с трибуны: «Долой мещанство! Долой поповский обман! Мы, коммунары, не нуждаемся в одежде, прикрывающей красоту тела! Мы дети солнца и воздуха!». Проходя там вечером, я увидел поваленную трибуну, «сына солнца и воздуха» избили».
«Голые демонстрации» проводили не из-за бесстыдства или раскрепощенности, а с фундаментальным идеологическим обоснованием: «Одежду носят наживающиеся на эксплуатации буржуи. Мы — не буржуи, поэтому должны отвергнуть одежду». Мотивацией служили даже идеи дарвинизма: «Человек произошел от обезьяны. Значит, люди — животные. Животные не носят одежду. Следовательно, мы тоже не должны носить одежду».

---Идеологом и одним из основателей движения был друг Льва Троцкого, революционер Карл Радек. Это он возглавил колонны обнаженных людей новой формации, марширующих по Красной площади. Н. Кузьмин называл его «эротоманом с крайне отталкивающей внешностью». По некоторым сведениям, к обществу имела отношение и Александра Коллонтай, проповедница свободной любви.---

Самые массовые демонстрации проходили в 1924—1925 гг. В них принимали участие около 10000 человек. Они выступали на площади с такими обращениями к народу: «Мы уничтожили чувство стыда! Посмотрите на нас, и увидите свободных мужчин и женщин, истинных пролетариев, сбросивших оковы символов буржуазных предрассудков!».

Обнаженные «долойстыдисты» не только маршировали по улицам, но и ездили в общественном транспорте. М. Булгаков в сентябре 1924 г. оставил в дневнике такую запись: «Новость: на днях в Москве появились совершенно голые люди (мужчины и женщины) с повязками через плечо «Долой стыд». Влезали в трамвай. Трамвай останавливали, публика возмущалась». Художница Северцова-Габричевская рассказывала о реакции прохожих: «Кто-то хохотал до слёз, кто-то плевался. Старухи крестились, говоря: «Апокалипсис! Конец света!» и растерянно спрашивали у прохожих: «Что ж это? И нас заставят раздеться?».

Движение «Долой стыд!» привело и к росту числа «натуристов» (нудистов). Иностранные корреспонденты, работавшие в начале 1930-х гг. в Москве, оставили об этом письменные свидетельства. Американский журналист Кникерборгер говорил, что натуристы в СССР исчисляются тысячами. А бельгийский консул Жозеф Дуйе вспоминал: «В 1925 году при покровительстве советского правительства образовалось общество «Долой стыд!». Для пропаганды некоторые члены этого эксцентричного общества были посланы в поездки: в Харьков, Ростов, Минеральные Воды и так далее. Я видел их в костюме Адама и Евы в Ростове».

Документов об этом движении сохранилось очень мало. Преимущественно, это воспоминания современников. Исследователь С. Агарков объясняет это так: «Партия в последующем очень негативно относилась к тому периоду, когда пропагандировала сексуальную свободу, распущенность. Достать снимки, протоколы и документы об обществе «Долой стыд!» труднее, чем какие-то документы НКВД. Фотографии демонстраций на Красной площади, — а их несколько десятков, — они так упрятаны в архивы партии, что до них трудно докопаться, некоторые вывезены за рубеж».

В народе движение «долойстыдистов» не вызывало ничего, кроме возмущения. В конце концов на это пришлось обратить внимание и партийному руководству. Нарком здравоохранения Н. Семашко вынес обществу такой вердикт: «Подобное поведение необходимо самым категорическим образом осудить со всех точек зрения. Во-первых, жестоко ошибаются, когда думают, что если ходить голым, то это будет самая настоящая «революционность»… Во-вторых, путешествие по Москве в голом виде совершенно недопустимо с гигиенической точки зрения. Нельзя подставлять своё тело под пыль, дождь и грязь… В-третьих, очень спорно, содействует ли это дикое новшество нравственности».
Вскоре это движение исчезло само собой, а «натуристы» не разгуливали по улицам, а загорали летом в безлюдных местах, что тоже вызывало немало споров: нудизм как социальное явление».

Опубликовал    23 апр 2021
5 комментариев

Похожие цитаты

О несовершенстве.

Внутренний стыд не прикрыть обвинением в том, что кто-то кого-то не понимает, как бы громко это обвинение не предъявляли!

7531 лето от СМЗХ.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныАлексей Солдатов  20 сен 2022

Больше свободы!

афоризмы

Идея гуманизма не держит даже слабых в рамках приличия.
В либеральном обществе, все слабости, почувствовав свою демоническую силу, неистово прут наружу, конкурируя между собой в деградации.
С исчезновением страха — исчез и стыд.

Свидетельство о публикации №220031401012

© Alex Sench 87
Опубликовал(а)  Alex Sench  15 мар 2020

ЕСЛИ ЖЕНЩИНА НЕ НУЖДАЕТСЯ В СПОНСОРЕ-ЭТО ЕЩЕ НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ОНА ВАМ ОБОЙДЕТСЯ НА ХАЛЯВУ!!!

Опубликовала  пиктограмма женщиныХулигнк  30 мар 2011

✔ Хочу в то время, где не было слов «жид», «хач» и «чурка»!!!
Где мы с удовольствием лопали друг у друга узбекский плов, русские пельмешки, грузинское хачапури, украинский борщ, и татарские беляши!
Где было всего две нации — «хороший» и «плохой» человек…
© zulnora

Опубликовала  пиктограмма женщиныЗульнора  06 июн 2011

На всех тявкающих за спиной, намордников не напасешься, зато брошенной кости порой достаточно, чтобы они перегрызли друг друга…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЗульнора  16 фев 2012