Фридрих Вильгельм Ницше — немецкий мыслитель, филолог и создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и получило распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Его работы и его личность по сей день вызывают разногласия среди сторонников и оппонентов. Кто-то считает его гением, кто-то человеком, лишившимся рассудка. Что отчасти верно, так как последние годы жизни, философ тяжело болел. Однако человечество всегда волновали вопросы бытия, жизни и смерти. Потому идеи Ницше не теряют своей актуальности и сегодня, воплощаясь отчасти в таких философских кинокартинах Рона Фрике, как Барака, Самсара, Коянискацци, что с языка индейцев племени хопи, означает безумную жизнь, беспорядочную жизнь, жизнь на грани распада, жизнь вне баланса, разрушение жизни.
Не секрет, что Фридрих Ницше много размышлял и много путешествовал. Однажды в одном из своих путешествий, в местечке Сиальс-Марии, возле пирамидальной скалы, у философа случилось озарение. Ему пришла в голову идея о Вечном Возвращении — философская идея о том, что каждый момент бытия будет повторен бесконечное количество раз, так как время бытия бесконечно, а число его элементов ограничено. Ницше был крайне потрясен глубиной открытой им идеи, так как он предполагал, что перспектива бесконечное число раз переживать собственную жизнь со всеми ее тревогами, страданиями, поисками смысла жизни должна привести простых обывателей в состояние паники. Он не спешил делиться своими мыслями с окружающими, опасаясь быть заподозренным в ереси. Он был сторонником естественных наук и долгое время искал научное подтверждение своего открытия в математике, физике и не хотел предавать огласке свою идею раньше времени.
Но в тоже время идею о Вечном Возвращении, он считал ключевой среди всех своих работ. Позже в своей книге «Так говорил Заратустра», он сделал попытку коснуться идеи Возврата, приоткрыв тайну мироздания для всего человечества. Дело в том, что Ницше был атеистом и даже поборником религий и считал свою идею безжалостной для маленького человека. Ибо, Вечное Возвращение отрицает любые варианты спасения, надежду на небесную жизнь и вообще какое-либо утешение. Предполагаю, что именно поэтому он заменил идею Вечного Возвращения идей Сверхчеловека. Ницше полагал, что данное открытие (идею о Вечном Возвращении) сумеет выдержать только Сверхчеловек. Это еще одна идея философа, которая представляется современным людям сложной и противоречивой. Своему сверхчеловеку, Ницше предлагает, возвыситься над временем, моралью и пресловутым комфортом и воплотить в себе всю волю к жизни, волю к власти над самим собой — еще одно ключевое понятие в ницшеанской философии. Для того чтобы наслаждаться и ценить каждый миг своей жизни, так как он абсолютно свежий и новый — позитивная сторона идеи о Вечном возвращении.
Мы знаем, что случилось после смерти Ницше, и в каких руках оказались его работы с идеями о Воле к Власти и Сверхчеловеке и как они были трактованы. К сожалению, идея о Сверхчеловеке, который возвысился над человеческой моралью кажется опасной и в определенных умах может принести много вреда. Однако мне хочется думать, что философское учение Ницше было направлено и тогда и сейчас на сильные умы, которые ставят своей целью единение с природой и возвышение над самим собой, а не над другими, для понимания бытия всего сущего. Такой вот получается экзистенциализм.