Ну никак не цепляется агитплакат с ЖЖ товарища Коммари - "нас много - на каждом километре, не... — LiveJournal"
Это плакат, если мой Альцгеймер мне не изменяет, 1984 года. Можно сказать, последний год «твердой» Советской власти.
«Приобретательская страсть способна душу обокрасть».
Вот вроде бы все правильно, как это вообще касательно нашего советского агитпропа, но есть «но…».
Советский Союз не был богатой страной. Этому были нормальные объяснения (я не про либеральный вздор про неэффективность плановой экономики). Два раза в одном столетии приходилось восстанавливать разрушенное народное хозяйство — при этом в первый раз иногда просто строить с нуля, спасибо царям-батюшкам, проспавшим модернизацию, после второй мировой приходилось жертвовать благосостоянием народа, чтобы гарантировать страну от какого-нибудь нового вторжения иностранцев, только уже с ядерными бомбами. Эту задачу выполнили, и сейчас, когда некоторые удивляются, а чего это вот русские фигуристки стоят на пьедесталах под какими-то странными тряпочками и под какую-то странную музыку, то эти люди просто не понимают, что с СССР такое издевательство не прошло бы, потому что сколько там танков — 20 тысяч? 40 тысяч? — и как если они все заведут свои моторы да поедут в одну сторону…
Мы только во второй половине 60-х, при всеми вами нелюбимом Косыгине, начали приближаться к обществу всеобщего благосостояния, одна современная книга о советском обществе и экономике так и называется — «На пороге государства всеобщего благосостояния». Порог мы этот не перешли, к сожалению. Дефицит, очереди, блат, массовые нарушения в торговле — все это имело место и наносило крайне большой урон социалистическому сознанию советских людей.
Жизнь становилась лучше, я просто как свидетель того времени могу сказать, при этом я говорю о жизни самых простых людей, будучи сам из самого простонародья. Но тут уже начинал срабатывать эффект завышенных ожиданий — хотелось быстрее и какие-то недостатки казались все более неприятными.
Поэтому многие нашие левые и говорят, что вот дескать потребительство и мещанство разрушили нашу страну. Это неверно. Да, были люди, у которых хотелок было до фигища — мы сейчас видим, как у некоторых, которые урвали себе кусочки общенародного имущества, границ хотелок просто нет, но желание человека иметь хорошие и модные вещи, разнообразные продукты, книги и музыку самых разных видов НЕ ЯВЛЯЕТСЯ преступлением.
Кстати, о музыке. Интересуясь историей противостояния советских и западных спецслужб, запомнил историю об одном нашем дипломате в США. Будучи там, он попался на афере с продажей ящика с водкой в их магазин, на которые деньги купил себе стереосистему, был на этом шантажирован црушниками, стал работать на них, при этом американцы платили ему пластинками. С рокенролом, наверное. Чувака поймали, когда его выдал то ли Эймс, то ли Хансен, в Союзе его расстреляли. Так что товарищ отдал в самом прямом свою жизнь за рокенрол (we sold our soul for rock’n’roll — привет Black Sabath).
То есть социалистическое общество должно решать эту проблему, ничего криминального в желании людей жить хорошо нет. Криминал в желании жить хорошо за счет других, что мы имеем сейчас, во времена путинских воров.
Другая проблема с этим плакатом — понимая его как символ нашей пропаганды — это то, что бойцы советского агитпропа слишком часто ни хрена не верили в те идеи (на мой взгляд — правильные), которые они сами же людям несли. То есть вот какой-нибудь Валя Юмашев в «Комсомольской правде» писал правильносоветские статьи о разлагающем влиянии больших денег, а сам, гадёныш, только о них и мечтал — и чего добился, собственно, когда его тесть со своей семейкой и подельниками украли у советских людей их страну.
То есть. Социализм — это не бедность, не очереди, не дефицит, не возможность купить пластинку с Pink Floyd только у фарцовщика, а книжку с романом Айзека Азимова у книжного спекулянта. С потребительством и мещанством бороться, естественно, нужно — и это действительно зло — когда человек превращается в свинью у корыта потребления. Но без решения базовых проблем — то есть создания для всех достойного уровня потребления, в этой борьбе мне видится какое-то лицемерие.
Да, и в нынешнем русском обществе, конечно, эти базовые проблемы отнюдь не решены — количество колбасы в магазинах (сомнительного состава… «при изготовлении этой колбасы ни одно животное не пострадало») компенсировалось потерей слишком большого количества других благ, так что сейчас, спустя 30 лет после прихода капитализма, можно уже уверенно говорить, что капиталистический эксперимент в России НЕ УДАЛСЯ.