Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

ЛЮБОВЬ МОЯ, САЛОМЕЯ… Ко дню рождения Иннокентия Смоктуновского

Иннокентий Смоктуновский был гением. Но сам он говорил так: «Если спросить, что же такое Смоктуновский, то это во многом моя жена. Любовь моя, Саломея». И это было чистой правдой.

Когда Смоктуновский приехал в Москву, столица холодно приняла будущего короля театра и кино. Он показывался во всех театрах, однако его не хотели брать. Он обладал слишком нетипичной для того времени внешностью. Все изменилось в его жизни в один миг. Она наполнилась светом и сиянием чуда после встречи с Суламифью Кушнир.

Тогда его взяли внештатным артистом в театр Ленкома, где она работала художницей по костюмам и руководила пошивочным цехом. Он ещё не мог себе представить, что эта девушка станет частью его жизни. Но прошло не так много времени с момента их первой встречи до того дня, когда он сделал ей предложение. На свадьбе гулял весь пошивочный цех Ленкома и в складчину подарил молодоженам их первую общую мебель — матрас.

Это она помогла ему найти работу, попросив о ходатайстве Ивана Пырьева. Благодаря письму режиссёра, Смоктуновского приняли в Театр киноактёра. У Иннокентия Смоктуновского появилось сразу всё: семья, работа, роли в кино. А дома он становился самым обычным мужчиной, который должен был заботиться о своей семье, воспитывать детей, ухаживать за женой. Он таким и был, трогательно-домашним, постоянно жаждущим любви близких. Впрочем, на её нехватку ему было трудно жаловаться. В семье он становился чуть ли не центром вселенной.

Он никогда не отказывался от домашней работы — мог и полку прибить, и огород вскопать, и помочь дочери с математикой. Он любил ходить в японском кимоно и есть палочками рис, приготовленный его женой по особому рецепту. Он мог научить щенка Жана говорить слово «мама» и смастерить часы в школу для дочери. Но всё это только тогда, когда рядом была его Соломка (так он называл её — свою любимую жену). Без неё он скучал, хандрил и не высыпался. С ней — готов был на любые безумства и подвиги.
Она окутала его коконом любви и заботы, и он прожил в нём почти сорок лет, до самой смерти. Суламифь родила Смоктуновскому троих детей, Они были очень счастливы вместе.

А потом пришли девяностые, и их мир пошатнулся. Работы не было, денег тоже. Смоктуновский, раньше очень придирчиво относившийся к выбору ролей, теперь брался за любые, лишь бы свести концы с концами. А сердце всё чаще давало о себе знать. Он написал книгу «Быть», в которой самые теплые и слегка ироничные строки о той, без которой никогда бы не было актёра Иннокентия Смоктуновского.

Он умер 3 августа 1994 года, не сумев пережить второй инфаркт. Суламифь пережила его на двадцать два года, сохраняя память о своём гениальном муже, искренне веря, что когда-нибудь они снова будут вместе, и мечтая создать в его квартире Музей Актера…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныБорис Перельмутер  29 мар 2021
5 комментариев

Похожие цитаты

В одном из небольших гоpодов театp пpоездом давал «Гpозy» Остpовского.
Как многие, навеpно, помнят, там есть сцена самобpосания тела в pекy.
Для смягчения последствий падения обычно использовались маты. И обычно их с собой не возили, а искали на месте (в школах, споpтзалах). А здесь вышел облом: нет, не дают, никого нет и т. п. В одном месте им пpедложили батyт. Делать нечего, взяли, но в сyматохе (или намеpенно :) забыли пpедyпpедить актpисy. И вот пpедставьте себе сценy: геpоиня с кpиком бpосается в pекy… и вылетает обpатно. С кpиком… И так несколько pаз… Актеpы с тpyдом сдеpживаются (сцена тpагическая), зpители в тpансе… В этот момент один из стоящих на сцене пpоизносит:
— Да… Hе пpинимает матyшка-Волга…
Актеpы, коpчась, падают, актpиса визжит, зpители сползают с кpесел…
Занавес…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныГостюющий  30 апр 2011

Извечный спор до хрипоты.
Вся жизнь — спектакль, идет премьера.
Герои пьесы — я и ты,
И суетятся костюмеры,
И декоратор жжет мосты.

Полувсерьез, полушутя,
В плену игры и без дублера
На сцене только ты и я —
Без грима, света, режиссера
Играем, публику дразня.

В спектакле этом мы — шуты.
Ты — царь, а я — императрица.

Опубликовала  пиктограмма женщины-Полынь-  29 июн 2014

Гастроли провинциального театра, последний спектакль, трезвых нет.
Шекспировская хроника, шестнадцать трупов на сцене. Финал. Один цезарь над телом другого. И там такой текст в переводе Щепкиной-Куперник:
«Я должен был увидеть твой закат иль дать тебе своим полюбоваться».
То есть один из нас должен был умереть. И артист говорит:
- Я должен был увидеть твой…
И он текст забыл, надо выкручиваться, по смыслу, а это стихи, проклятье — но он выкрутился! Как поэт!
Он сказал: — Я должен был увидеть твой… конец!
И задумчиво спросил:
- Иль дать тебе своим полюбоваться?..
И мёртвые поползли со сцены.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныАлексей Уткин  07 июн 2011

Всем известно, Жизнь
Театр.Этот раб, тот
император, Кто мудрец,
кто идиот, Тот молчун, а тот оратор. Честный или
провокатор.Людям роли
Бог дает. Для него мы все
игрушки, Расставляет нас с небес Александр Сергеич
Пушкин, А напротив Жорж
Дантес!

Опубликовала  пиктограмма женщиныINFINITY lu  25 фев 2012