Эту статью будут читать не только наши люди — рожденные в конце 70-х годов 20-ого века, но и люди более старшие, при этом молодёжь статью читать вообще не будет. Если уж мы 40-ка летние плохо знаем Вертинскую, то современная молодежь вообще не знает такого человека и такую актрису. Так я к тому об этом, чтобы люди, рожденные в 50-е и 60-е годы 20-ого века не удивлялись в этой статье, — вы Вертинскую воспринимаете совсем иначе, чем мы. А тут показан взгляд на нее таких людей, как я — 40-ка летних…
Не столь давно умер в достаточно приличном возрасте (молодец) актер Владимир Коренев, который снимался в фильме «Человек-амфибия» в дуэте с Анастасией Вертинской. В этом дуэте — они оба просто красавцы, не красавица и чудовище, как положено обычно, а красавица и красавец… Кореневу тогда был 21 год, а Насте всего… 16, она еще в 9-м классе училась. Поэтому вопреки моему подсознательному убеждению, сопровождавшему меня всю жизнь о том, что эта «сладкая парочка» обязательно должна быть влюблена друг в друга, — это полная чушь. Кроме того, и это самое важное и существенное: на съемочной площадке присутствовала молодая жена Коренева, по сути у них одновременно с работой был и медовый месяц. Это только в фильме что Коренев, что Вертинская выглядят как «одного поля ягоды», — в реальности он всегда к ней относился как к школьнице, хотя и очень серьезной школьнице. Кроме того, Вертинская на съемках фильма и в самом деле готовилась к экзаменам и ее часто можно было увидеть с учебниками в руках. И еще один важный момент: Коренева вообще никто на съемочной площадке не знал, в то время, как Вертинскую в СССР уже знали очень многие — она за полгода до съёмок на площадке к фильму «Человек-амфибия» снялась в супер романтическом кино «Алые паруса», где сыграла по сути такого же персонажа, как и в фильме «Человек-Амфибия» — милую, застенчивую, влюбленную и нежную девушку… Я бы даже не сказал, что она в этих фильмах «сыграла», она такой и была, — единственное, что в фильмах не показано — это такая черта в ее характере, как серьезность и настойчивость при выполнении того или иного решения. Она только казалась всем «милой, красивой и нежной», но в действительности и это была очень целеустремлённая и сильная молодая девушка.
Один только момент из жизни Вертинской чего стоит для того, чтобы показать силу ее характера хотя бы в 16 лет! Разумеется, что Вертинская должна была научиться не только плавать к началу съемок фильма «Человек-амфибия», но и нырять. При этом она не умела плавать вообще изначально. И плавать то она научилась, и довольно быстро, а вот нырять боялась. И тогда, когда на площадку для ныряния пригласили ее ассистентку, которую должны были снимать со спины, девушка Настя заявила буквально так:
«Вместо меня она сниматься не будет, я лучше утону». И вопрос с боязнью ныряния таким образом был решен. Что это? Я думаю, что не только сила характера, но еще и желание стать актрисой по «полной программе», уметь делать для кино все, что необходимо и еще… думаю, чисто женская ревность — «какая-то там ассистенточка может, а почему я не могу?»))) И эта ревность из детства родом. Она со своей сестрой всегда воевала за место под солнцем.)))) Отношения у них были «те еще». Они стали нормальными относительно поздно, когда обе стали уже вполне зрелыми женщинами… Когда поняли, что делить в этой короткой жизни нечего, собственно.
Понятное дело, что к ней пришел успех и узнаваемость на улицах стала просто зашкаливающей, но разве это хорошо для человека? Не проще ли и спокойнее тихо и мирно сидеть где-нибудь на лавочке и наблюдать за людьми как бы со стороны, словно тебя самого нет на свете? Конечно, она — еще ребенок — практически возненавидела свою популярность, ни в магазин не сходить нормально, ни в парикмахерскую… Всем вокруг хорошо, когда ее видят, но не ей самой, бедолаге. Но ничего плохого с ней случится никогда не могло, в смысле получения «звёздной болезни». Знаете почему? Потому что — папа. Папа — Александр Николаевич Вертинский — у нее был настолько популярен и велик, как композитор и поэт-песенник еще с царских времён, что она считала его «достоянием России».
И все-таки ее страшно «доставала» собственная фантастическая популярность. Вот как она сама об этого говорит:
«Еду на съёмки в Ленинград, и в купе вваливаются четыре человека с коньяком. Я не пью, хочу спать, а не сидеть с этими людьми, но приходится. Это было жуткое насилие над личностью, оно угнетало меня всю жизнь…»
Все понятно, черным по белому.
Что касается личной жизни, то совершенно ничего удивительного в жизни Вертинской не было, — не было по той причине, что, как я писал ранее, к своему персонажу Ассоль Вертинская внутреннее никогда не относилась, более того, романтизм этого персонажа для нее чужд. Поэтому что? — случилось что? Разумеется, она влюбляется в молодого Никиту Михалкова. Вы смотрели фильм «Я шагаю по Москве» (кстати, мой любимый фильм из 60-х, особенно в нем мне полотер нравится и его монолог). Никита молодой в этом фильме в 1963 году сыграл себя самого, хотя это была его первая главная роль в жизни. Но кого он тут играет, если смотреть на него с позиции молодой Насти Вертинской? Он играет умного, «продвинутого» по меркам того времени и очень уверенного в себе парня с прекрасным чувством юмора и довольно иронично относящегося ко всему окружающему. Именно такой умный, уверенный в себе, но добрый и с хорошим чувством юмора муж и нужен был серьёзной и углублённой в свою профессию молодой Вертинской. Но она была совершенно не нужна ему. Вы же знаете Михалкова и его отношение к женщинам? Женщина по Михалкову прежде всего должна о доме и семье думать, а вовсе не о профессии, поэтому совсем не удивительно то, что их брак распался быстро. И все-таки это был брак по любви. Единственный брак Вертинской по настоящей любви. Да и вообще единственный брак в ее жизни. И сын — Степан; его отцом является Никита Михалков.
Все остальные мужчины в ее жизни, включая сюда и великого Олега Ефремова — все они уже не могли стать ее мужьями, — не позволял ее характер, — очень сильный и независимый и не позволяла ее по истине фантастическая увлеченность работой актрисы, что в кино, что в театре.