Несмотря на то, что чайниками называть новичков стали относительно недавно, выяснить историю происхождения этого сленгового слова уже непросто. Если верить распространенному мнению, то впервые чайниками стали называть новичков в IT и компьютерной сфере, а затем — просто любых новичков. Возможно, это убеждение появилось благодаря известной черно-желтой серии книжек «Для чайников» (в оригинале «…for Dummies», то есть «для болванов»), которая стала выпускаться в 1991 году и изначально представляла собой ликбез на компьютерные темы. В общем, версий много — и вот основные.
Сленг туристов. По одной из версий, туриста-новичка всегда можно было узнать по привязанному к рюкзаку чайнику. Опытные путешественники понимали, что для приготовления любой пищи или чая удобнее всего использовать универсальный котелок — он компактный и легко моется. А неофиты по неопытности могли отправиться в поход с обычным чайником — его и не помоешь нормально в полевых условиях, и в рюкзак не засунешь.
По другой версии, все дело в рюкзаке. В советское время все ходили в поход с мешковидными рюкзаками, напоминавшими круглый заплечный мешок с лямками. Но в 80-х появились рюкзаки нового типа — станковые, которые отличались удобной конструкций с рамным каркасом, что позволяло перераспределять вес на бедра. Это стало настоящим прорывом в туристической индустрии, и профессиональные туристы, разумеется, перешли на новые удобные рюкзаки. Однако новички по неопытности все еще таскали с собой так называемые «колобки», у которых центр тяжести располагался низко. Чтобы комфортно распределить вес, такому туристу приходилось сильно наклоняться вперед — в профиль эта поза с шарообразным рюкзаком на спине напоминала чайник.
Сленг лыжников. Начинающие лыжники любили фотографироваться, демонстрируя экипировку. Типичной позой для такой фотографии была следующая: одна рука упирается в бок, словно ручка чайника, другая — вытянута и упирается на лыжную палку, как носик чайника. Весь это образ завершает шапочка с помпоном — как крышка заварника.
Сленг автомобилистов. В CCСР водительские права были двух типов — «любительские» и профессиональные. Профессионалы управляли автобусами, грузовиками и транспортом с тяжелым прицепом. «Любительские» же права выдавались водителям мотоциклов и легковушек, при этом такие права подразделялись еще и по 3 категориям мастерства. Частным извозом занимались в основном профессиональные таксисты, а личный автомобиль для советского человека был редкой роскошью. По одной из версий, всех «любителей» называли «частниками», что затем превратилось в ироничное «чайник». До сих пор в шоферском сленге есть слово «шалюб». По другой версии, частниками, а затем и чайниками профессиональные таксисты стали называть «бомбил», когда граждане начали массово обзаводиться личными автомобилями.
Сленг художников. Попалась и такая любопытная версия — правда, выглядит она не очень правдоподобно. У 3D-дизайнеров есть даже такой профессиональный термин-мем — «Чайник из Юты» (the Utah Teapot): эта эталонная трехмерная модель обычного заварочного чайника, на котором тестируют различные графические программы, а также учатся азам 3D-моделирования. Обычный чайник — тоже нередкий ученический объект, который рисуют студенты-художники. Однако подтверждения это версии в среде художников мне найти не удалось.