Библейские времена — тайна за семью печатями. Слишком мало достоверных свидетельств осталось современным историкам, чтобы они могли ответить, что было, а что является художественным вымыслом или намеренным обманом. Однако люди, увлеченные загадками далекого прошлого, не оставляют попыток докопаться до правды и пролить как можно больше света на жизнь Иисуса Христа и тех, кто окружал его — и друзей, и врагов.
Одной из интересных и более чем спорных личностей, чье существование вплоть до середины прошлого столетия неоднократно подвергалось сомнению, является Понтий Пилат. Для многих остается большим вопросом, почему человека, приговорившего Мессию к смертной казни, упоминают в «Символе веры». Гарантированно верного ответа нет. Среди гипотез одна кажется наиболее логичной — таким образом повествованию предается убедительность и достоверность. То есть, это значимая историческая мета. А это очень важно, так как Библия — это не только описание веры, но и ее истории.
Люди часто думают, что Понтий — имя, Пилат — фамилия. Но это ошибочное мнение. Родовое имя прокуратора — Понтий. Семья принадлежала к племенам самнитов, обитавшим в горах Средней Италии. Большая часть этого народа была уничтожена. Немногие уцелевшие ассимилировали с римлянами. Пилат же переводится как «метатель копий», то есть — это прозвище. Оно возникло не просто так, а служит доказательством связи своего носителя с военным ремеслом.
В 1961 году итальянские ученые обнаружили в Палестине мраморную плиту, на которую нанесен текст, подтверждающий, что во времена Христа в Иудее был префект Понтий Пилат. Он также выполнял функции прокуратора, что давало ему право заниматься гражданскими делами, к коим и относилось дело Спасителя. Когда синедрион вынес смертный приговор Иисусу, Клавдия Прокула, супруга Пилата, просила о помиловании для Праведника. Она умоляла мужа добиться помилования и грозила ему неминуемой карой, если он будет настаивать на исполнении приговора. Понтий был язычником и человеком суеверным. Кроме того, он привык слушать советы супруги. Подумав, он решил, что казнь было бы неплохо заменить. То есть, сохранить Христу жизнь, но наказать плетками-скорпионами. Вот только помилование было невыгодно синедриону.
Пилат не посмел пойти против власть предержащих и главное — спорить с толпой, жаждущей крови. Иудеи отправились бы к царю с доносом и рассказали бы о мягкосердечии прокуратора, который пощадил человека, несущего угрозу императору через свои вольные идеи. Понтий не желал неприятностей. Он надеялся на повышение и блестящую карьеру. А значит, не мог позволить себе действовать вопреки желанию масс и официальному политическому курсу.
Впрочем, сомнительное решение, которое обсуждается уже более двух тысячелетий, счастья ему не принесло. Прокула была права в своем пророчестве. Да, на тот момент Пилат сохранил должность. Но в тридцать шестом году кто-то все равно донес на него правителям, он был отправлен в отставку и уехал в Рим. Как он жил и что делал после этого, современным исследователям не ведомо. Зато о дальнейшей судьбе его супруги известно доподлинно. Клавдия Прокула стала христианкой.
Сегодня, когда не подлежит сомнению факт существования Понтия Пилата, становится особенно интересным изучение фрагментов его жизни. Предпринимаются попытки трактовать исторические факты, занесенные в Библию и ставшие историей Христианства. Не нужно отказываться и от исследования работ литераторов, которые воплотили образ древнего префекта в своем творчестве. Каких именно? Тем, кому любопытно, каким видели Понтия Пилата классики, имеет смысл познакомиться ближе с романом Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», а параллельно прочитать официальные труды научных деятелей, чтобы попытаться составить свой собственный портрет этой знаковой личности.
Интересно, откуда Булгаков брал информацию о прокураторе? И почему он был абсолютно уверен в его существовании — плиту ведь тогда ещё не нашли?