24 ноября исполняется 86 лет со дня рождения Альфреда Гарриевича Шнитке — крупнейшего российского композитора, открывшего новые горизонты мирового искусства. Многие называют его мультикультурной личностью, выделяют разные национальные истоки его жизни и творчества.
Шнитке родился в Энгельсе, который в то время входил в Республику немцев Поволжья. Отец — журналист и русско-немецкий переводчик, мать — преподаватель немецкого языка. В 1946—1948 году семья переехала в Вену, потом в Подмосковье. Собственно, в Москве Шнитке получает полное профессиональное музыкальное образование, включая аспирантуру Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (по классу композиции Е.К. Голубева).
Одновременно с А. Шнитке в консерватории учились А. Караманов, А. Николаев, А. Пирумов, В. Овчинников, Н. Сидельников и другие талантливые композиторы. Дипломным сочинением стала Оратория «Нагасаки» для меццо-сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра на тексты А. Софронова, С. Тосон, Г. Фере, Е. Эйсаку, где молодой композитор передал ужасы атомного взрыва и его трагические последствия. Как отмечал сам автор, в Оратории было представлено всё, что олицетворяет безжалостный облик смерти, жестокий и дикий в своей бессмысленности…
В аспирантуре началась и научно-теоретическая деятельность А. Шнитке, первыми были опубликованы статьи о тех, кто учился вместе с ним — В. Агафонникове, С. Губайдулиной, Г. Григорянце…
В 1963 в Москву приезжает итальянский композитор Л. Ноно, встреча с которым для Шнитке стала знаменательной, он погрузился в изучение новейшей музыки Д. Лигети, В. Лютославского, К. Пендерецкого, А. Пуссера, К. Штокхаузена… Сочинения 60-х, написанные в основном в серийной технике, наряду с сочинениями Э. Денисова и С. Губайдулиной, стали знаменем русского авангарда.
В это время Шнитке приходит к центральной идее творчества — полистилистике как возможности «модулировать» разными стилями.
В 1967 композитор впервые выезжает за границу на фестиваль «Варшавская осень». Позже он примет участие в зарубежных гастролях как клавесинист в ФРГ, Австрии и Франции в составе литовского камерного оркестра под управлением Саулюса Сондецкиса.
В середине 70-х новый период интенсивных духовных поисков, который композитор определил как «богоискательство» и путь к «новой простоте» («Реквием» для солистов, смешанного хора и инструментального ансамбля, 1975). «Прелюдия памяти Д. Д. Шостаковича для двух скрипок (или одной скрипки и магнитофонной записи) стала мемориальным откликом на смерть одного из наиболее почитаемых Шнитке композиторов. Одновременно появляется ироническая музыкальная шутка «Moz-Art» для разных камерных составов.
В 1977 Шнитке создаёт первый из шести Concerto grosso. В 1979 избран в Правление Союза композиторов СССР. В 1986 ему присуждена Государственная премия РСФСР, год спустя — почётное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». На Западе начинаются регулярные фестивали музыки Шнитке. В 1990 он оформляет двойное гражданство и переезжает в Гамбург, где преподаёт композицию в Институте музыки и театра, сотрудничает с оперными и балетными труппами. Член Западноберлинской Академии искусств (1981), член-корреспондент Баварской Академии изящных искусств и Берлинской Академии искусств (1986), Шведской Королевской академии.
В поздних сочинениях содержание концентрируется вокруг бесконечности времени и бессмертия духовной жизни («История доктора Иоганна Фауста»). В 1992 Шнитке присвоена японская премия «Империал», в 1993 — Государственная премия России и премия «Триумф». В 1994 происходит первый крупный фестиваль музыки Шнитке в Москве. В 1996 Московскому государственному институту музыки присваивается имя композитора. С 1994 года, после очередного инсульта, его наполовину парализовало. Специально для него было создано устройство, которое помогало записывать музыку левой рукой. 3 августа 1998 Альфред Шнитке скончался в Гамбурге, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Наследие его огромно, включает свыше 200 произведений разных жанров. Три оперы, три балета, оригинальная сценическая композиция «Желтый звук». Среди хоровых произведений: «Голоса природы» для женского хора и вибрафона, «Реквием», «Солнечное песнопение Франциска Ассизского», «Стихи покаянные»…
Симфонический перечень начинается с раннего консерваторского опуса — Симфонии № 0, далее 9 симфоний, «Pianissimo…», «Ритуал», «(Не) сон в летнюю ночь (Не) по Шекспиру» (1985)…
Необозрима сфера музыки, созданной для солирующих инструментов с оркестром и с инструментальными составами: концерты для фортепиано, скрипки, альта, виолончели; для гобоя, арфы и струнных; Konzert zi Dritt / Концерт на троих…
Помимо этого, Концерт для электромузыкальных инструментов, Cantus perpetuus для клавишных и ударных инструментов, продолжительность по желанию исполнителя, Lebenslauh / «Жизнеописание» для четырёх метрономов, ударных и фортепиано, Schall und Hall / «Звук и отзвук» для тромбона и органа, 3 7 для кларнета, валторны, тромбона, клавесина, скрипки, виолончели и контрабаса и т. д.
Как видно, композитора многое привлекало, интенсивность творчества «зашкаливает», профессиональная планка на высочайшем уровне, в каждом жанре новации, которые ещё предстоит разгадывать будущим исследователям.
Музыку Шнитке наполняет глубиной философской проблематики, проводит идею единства разных пластов культуры, связанных с христианством, пропитывает оригинальный текст интонациями католических, протестантских, православных, синагогальных песнопений, использует архаические формы музицирования.
Столь же самобытны средства выразительности: алеаторика всех видов, цитаты-коллажи, пространственные эффекты, наложение «живого» звучания на запись, театрализация исполнения…
Полистилистика часто символизирует образ разрушенной цивилизации. Темы из разных исторических времён представляют разные системы ценностей; манера письма объединяет сонорно-кластерный и пуантилистический, сериальный и фольклорный типы.
Шнитке результативно работал в кино, общаясь с талантливыми режиссерами, среди которых Э. Климов («Похождения зубного врача»; «Агония»), А. Аскольдов («Комиссар»), С. Колосов («Вызываем огонь на себя»), А. Смирнов («Белорусский вокзал»), Л. Шепитько («Восхождение»), А. Хржановский («Стеклянная гармоника»)…
Работая в Московском Театре на Таганке, композитор создал музыкальное оформление к спектаклям «Ревизская сказка», «Пир во время чумы», «Живаго» (режиссёр Ю. Любимов). Писал музыку для постановок Театра «Эрмитаж» и МХАТа. Одним из шедевров является «Гоголь-сюита», основанная на произведениях: «Мёртвые души», «Портрет», «Нос», «Записки сумасшедшего», «Ревизор», «Авторская исповедь». Произведения Альфреда Шнитке исполняли и исполняют выдающиеся музыканты современности: Мстислав Ростропович, Олег Каган, Владимир Крайнев, Геннадий Рождественский, Юрий Башмет, Гидон Кремер, Наталья Гутман и другие.
Помнят Шнитке и на его родине. В 2001 году Саратовской областной филармонии было присвоено имя Альфреда Шнитке. С 2003 года Музыкально-эстетический лицей города Энгельса стал Музыкально-эстетическим лицеем имени Альфреда Гарриевича Шнитке. В Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова был создан Научно-исследовательский Шнитке-центр, проводится конкурс имени А.Г.Шнитке.