Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Посмотрите на эту впечатляющую картину Питера Пауля Рубенса, которая называется «Смерть Сенеки». Для тех, кто не знает, кто такой Сенека, и почему его уход из жизни стал сюжетом произведения великого голландца, изображенное вызывает недоумение. Почему полуобнаженный старик (находящийся, кстати, в хорошей физической форме) стоит в тазу? Что делают окружающие его люди?!
А кто знаком с ситуацией, проникается ее драматизмом, с таким мастерством переданным художником. Он показал тот момент из жизни философа Сенеки, когда этой самой жизни ему осталось несколько минут. Обвиненный императором Нероном в участии в заговоре Пизона (притом не факт, что он имел к этому отношение на самом деле), Сенека получил от своего бывшего ученика письмо со смертным приговором. Ему предписывалось покончить с собой, притом способ должен был выбрать сам Сенека.
Ослушаться приказа императора было немыслимо. Сенека решил пустить себе кровь.
На картине Давида эта ситуация показана не менее драматично. В отличие от Рубенса, который показал только равнодушных солдат, принесших письмо с приговором, деловитого врача, пускающего кровь и улыбающегося молодого человека, вероятно, ученика философа, который записывает последние слова учителя, Давид показал уже наступившую смерть и искреннее горе молодого человека (ученика? сына?), припавшего в краю ванны.
То, как спокойно Сенека принял свою смерть, стало выражением не столько покорности воле императора, сколько иллюстрацией к стоическим убеждениям философа.
Ведь стоицизм основывается на идее судьбы. Это учение полагает, что миром правит Логос, устанавливающий законы мироздания, и они неуклонны. Жизнь человека тоже подчиняется этим законам, поэтому то, что должно случиться — случается неизбежно. Биться головой о стену, рыдать и жаловаться — бесполезно и недостойно. Надо спокойно принимать все подарки судьбы. Так сказать, стоически.
Такому отношению к жизни Сенека учил молодого Нерона, будучи его наставником. Тогда императору было 16 лет, и Сенека, в качестве советника, имел большой вес. Но, то ли он был плохим учителем, то ли Нерон был необучаем никакой философии и развращен с детства, но он стал вести себя чем дальше, тем более аморально. Он втянул своих учителей Сенеку и Бурра в свои преступления, буквально повязав их кровью матери.
Меж тем Сенека, учивший в своих трудах умеренности и скромности, просто баснословно разбогател. Но он понимал, что ходит по краю пропасти. Когда Бурр умер, Сенека подал в отставку, желая спокойно жить вдали от безумий Нерона в своем поместье. Будучи умным человеком, все свое состояние он отписал императору