Подметали ли дамы шлейфами своих платьев полы или улицу во времена Анны Карениной?
Если судить по картинам художников 1870-х, то да. Подметали. Во всяком случае, полы в помещениях.
И ладно бы только дома или в гостях, на званых приёмах. Там, где полы относительно чистые.
А то ведь и в таких местах, где полы вряд ли кто-то мыл.
Возможно, кто-то уже слышал о «пажах» — держателях юбок.
Посмотрим, что о них пишут классики.
И. С. Шмелёв, роман «Пути небесные». Действие происходит в 1876—1877 годах.
«Дaринькa спешилa, дрожaли руки, вaлились шпильки, узкие бaшмaчки не нaдевaлись… Дaринькa нaделa синее шерстяное, „воскресное“, — у „голубенькой принцессы“ хвост был совсем отрепaн, — подхвaтилa подол несносным „пaжем“, незaжимaющим, увидaлa, кaк зaдрaно, белую юбку видно, опустилa и в изнеможении упaлa в кресло».
Хвост, то есть шлейф, был совсем отрёпан. А ведь платье почти и не носили! Дома однажды надели, потом — в театр, в ресторан.
Беда с этим длинными шлейфами, что и говорить!
Далее следует редкое в литературе упоминание о «пажах» или «вздержках». Их придумали в эпоху кринолинов…
Елена Суслина. «Повседневная жизнь русских щёголей и модниц»:
«…А ещё придумали нехитрое устройство для того, чтобы поднимать край платья в сырую погоду. Его называли „вздержкой“.
Металлический крючок размещали спереди и сзади платья на изнаночной стороне. В том же месте укрепляли шнурок, его длина не превышала середины юбки, а на конце его крепилась металлическая петля с четырьмя отверстиями для ещё четырех шнурков. Концы этих шнурков расходились веером и пришивалась к подолу платья на некотором расстоянии от его края. Когда подол надо было поднять, эта петля „вздёргивалась“ на крючок, а закреплённые снизу шнурки поддергивали ткань кверху. Чтобы она лежала красивыми мягкими складками, эти шнуры пропускали через колечки, пришитые к низу юбки».
Сложно судить, как часто дамы использовали «пажи», ибо на картинах тех лет или модных гравюрах они не показаны.
А, судя по роману Шмелёва, «пажи» ещё и плохо держали юбки, то есть были малополезны. Особенно в конце 1870-х.
Теперь о неприятном.
Из книги Р.М. Кирсановой «Костюм в русской художественной культуре»:
«…применение пажа было обязательным условием моды, так как приличия не позволяли женщине появляться на улице с волочащимся по земле шлейфом… После 1870 года появление дамы в волочащейся по земле юбке… являлось знаком определенной нравственной ориентации. Ф. М. Достоевский отметил это, описывая костюм Сони Мармеладовой»…
Ладно. Посмотрим, что пишет Достоевский…
«Соня остановилась в сенях у самого порога… забыв и о своем перекупленном из четвертых рук, шелковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь»…
Достоевский говорит всего лишь о неуместности наряда Сони Мармеладовой у постели умирающего отца!
Означает ли это, что длинные шлейфы на улице носили лишь проститутки?
Я считаю, что нет.
К тому же, Достоевский писал «Преступление и наказание» в 1860-х. Тогда была другая мода! (Вспоминаем «Унесённые ветром».) И странно ссылаться на Достоевского, говоря о 1870-х годах.
Я думаю, что порядочные женщины могли выглядеть на улице так, как на модных гравюрах, картинах художников, в экранизациях «Анны Карениной», в «Жестоком романсе».
Волочащийся по земле шлейф — это непрактично, но зато красиво. К тому же в 1870-х платья шились так, что подол и шлейф можно было отпороть и приделать новый. Да и мода менялась постоянно, и нельзя было в одном платье показываться много раз.
И надо же понимать разницу между грязными местами и чистыми. Если приходится по лужам топать, то, конечно, «вздержки» нужны. А если место относительно чистое, то к чему они?
Остаётся добавить, что к 1880-му году платья для прогулок утратили длинные шлейфы (они остались лишь у домашних и парадных платьев). Красота красотой, но, видимо, дамы устали мучиться со шлейфами.