В московской школе № 1466 в 1971 году был создан музей талантливой художницы Нади Рушевой, первым экскурсоводом в нём был художник Николай Константинович Рушев — отец Нади. Как, вероятно, трудно и больно ему было рассказывать о жизни и творчестве своей единственной дочери, ученице этой школы, которой судьба отмерила слишком короткий отрезок жизни на земле — всего 17 лет.
Но Николай Константинович говорил, раскрывал перед слушателями творческий мир Нади, потому что как художник понимал — она родилась с уникальными способностями, он хотел, чтобы её помнили. Долгожданный ребёнок, родившийся от большой любви, девочка, которую специалисты называли Моцартом в живописи, за свою короткую жизнь сумела передать в своих рисунках целый мир.
Она появилась на свет в Монголии в союзе двух любящих сердец: балерины и художника. Имя ей выбрал мудрец, писатель, академик Бямбын Ринчен, Найдан — живущая вечно. Молодые родители переехали в Москву, Николай Константинович работал художником в Большом театре и на телевидении.
Наталья Дойдаловна посвятила себя семье. Надя росла, купаясь в атмосфере счастья и любви и рисовала, как все дети. Первый настоящий рисунок появился в 5 лет, это был Кентавр. Девочка любила слушать, когда ей читали.
Вот под впечатлением мифов Древней Греции появился первый рисунок, удивительным в нём было то, что он появился как плод воображения девочки, она нарисовала то, что никогда не видела. Когда Надя стала первоклассницей, она быстро научилась писать и рисовать ученическим пером, оно — пёрышко стало её главным инструментом для выражения впечатлений от увиденного и услышанного.
«Сказка о царе Салтане», которую читал папа, нашла отражения в удивительных иллюстрациях, которые сейчас хранятся в Пушкинском музее Москвы. Николай Константинович, сам художник, намеренно не учил дочь рисованию, боялся погубить индивидуальность, он видел, что у дочери необыкновенный дар.
Надя брала чистый лист и не делала набросков, ничего не поправляла в рисунке, она вела линию так уверенно и точно, как будто видела её. Если что-то не нравилось юной художнице, она брала новый лист и создала уже совершенно другой рисунок.
Надя занималась во Дворце пионеров, там прошла первая выставка талантливой художницы. От рисунков Нади пришёл в восторг писатель Джанни Родари и не он один. Художники, рассматривая работы Нади Рушевой, были единодушны: у девочки необыкновенный дар, редкие способности.
Рисунки Нади стали публиковать в газетах, журналах. Что же видели специалисты необыкновенного в работах девочки? Всех удивлял необыкновенный глазомер, она потрясающе точно располагала на листе любые фигуры, предметы и при этом выражала мысли, чувства.
Конструкция представала идеально выверенной и носила законченный характер. Лёгкость, с которой создавались рисунки, удивляла, многие не верили, что так рисует и видит мир девочка. Писатель Борис Полевой проявил интерес к рисункам Нади и засомневался, что она без помощи других может так рисовать.
Он встретился с юной художницей и Надя в его присутствии создала несколько зарисовок, которые произвели на писателя впечатление. Успехом пользовались выставки Нади Рушевой в других странах. Летом 1967 года 15-летнюю художницу премировали путёвкой в Артек.
У Нади появилось много друзей, с которыми она потом переписывалась. Надя, побывав в Артеке, повзрослела, начала читать другие книги. Рушеву увлекли романы Л.Н.Толстого, произведения М. А.Булгакова. Она завела дневник, записывала свои впечатления о прочитанном, а затем создавала иллюстрации.
Мастера живописи не переставали удивляться: как Надя успевала сделать так много, а ещё поразительной была её способность постигнуть главное в характере литературных героев и очень точно, лаконично выразить это в рисунке.
Популярность юной художницы росла, но Надя Рушева оставалась такой же простой в общении с одноклассниками, отзывчивой и доброй. Она не любила математику, но блистала на уроках литературы, ещё ей нравилось после занятий пройтись с подругами по тихим улочкам Москвы, забежать в кафе — мороженое.
В последний год жизни Надя Рушева познакомилась со старейшим исследователем творчества А.С.Пушкина — А.С. Гессеном. Учёный предложил художнице проиллюстрировать главы своей работы о великом поэте. Так появились замечательные рисунки, посвященные творчеству великого поэта.
И всё — таки самым главным достижением юной художницы исследователи считают её иллюстрации к произведениям Булгакова, их высоко оценила и вдова писателя. Работы Нади Рушевой, отразившие её впечатление о романе Булгакова «Мастер и Маргарита», называют вершиной творчества художницы, настолько они ослепительно превосходны.
Нади Рушевой не стало в марте 1969 года, она умерла от кровоизлияния в мозг. У Нади был врождённый дефект — аневризма головного мозга — тонкие стенки сосудов. Конечно, диагноз стал известен, уже когда Нади не стало.
Утешением для убитых горем родителей было только то, что обычно дети с таким диагнозом редко доживают до 5−7 лет. Надя прожила 17 лет. Её не стало, когда перед ней только распахнулся целый мир и она только начала свой путь в творчестве. История не знает сослагательных наклонений.
Мы не знаем, какие шедевры появились из-под пёрышка, которое водила бы волшебница Надя Рушева. Но то наследие, что оставила юная художница, позволяет говорить: она действительно Найдан — Вечно живущая. Приходилось ли вам видеть работы Нади Рушевой?