Что за стиль ар-деко?
— сложившийся к 1925 в Париже стиль в декоративно-прикладном искусстве и архитектуре, популярный в Европе и Америке в период между двумя мировыми войнами; в рамках этого направления применялись способы массового производства, искусственные материалы (например, бакелита), разрабатывался изысканный сложный дизайн;
— стиль декоративно-оформительского творчества и дизайна, широко распространенный в Зап. Европе и США 1920—30-х. гг. Соединил в себе черты стиля модерн и конструктивизма, тягу к внешней орнаментальной роскоши с продуманной рациональностью функции и структуры (эталоном ар-деко стало оформление салонов огромных океанских лайнеров того периода). Особенно прочно укоренился в моде и ювелирном искусстве.
«Символы-предметы» ар-деко, которые часто упоминаются: Крайслер-билдинг, фабрика Гувера, комод Рульмана, чайный сервис «Шелли» и плакаты Кассандра.
Адольф-Жан-Мари Мурон, более известный как А. М. Кассандр — французский живописец, литограф, мастер рекламных плакатов и дизайнер шрифта.
Официальным началом пути ар-деко стала «Международная выставка декоративного искусства и художественной промышленности» в Париже в 1925 году.
Национальными разделами на выставке была представлена 21 страна: Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Испания, Италия, Китай, Люксембург, Монако, Нидерланды, Польша, СССР, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Чехословакия, Югославия, Япония. Германия не получила приглашения на выставку по политическим мотивам, а США отказались от участия по причине недостаточного уровня американского декоративного искусства и промышленности.
Выставка дала имя течению ар-деко (в результате сокращения слов Arts Dеcoratifs в названии выставки) в декоративном искусстве первой половины XX века. Участие в выставке СССР было одним из первых действий культурного обмена после установления дипломатических отношений между странами 28 октября 1924 года.
В стиле ар-деко работали многие известные художники своего времени: Тамара Лемпицка, Жан Дюпа, Рафаэль Делорм, Жан Габриэль Домерг, Зинаида Серебрякова, Александра Экстер, Жорж Бабье и др.
Ар-деко стал популярным стилем не только декоративно-прикладного искусства, архитектуры, живописи, но и скульптуры, ювелирного мастерства, дизайна интерьеров и автомобилей, даже телефонов. Ар-деко незаметно исчез после подъёма массового производства, когда к нему стали относиться как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны.
Ар-деко в СССР был достаточно распространён в архитектуре, дизайне.
9 декабря 2014 года на месте бывшей фармацевтической фабрики Фридриха Байера «Байер и Ко» на Лужнецкой набережной в Москве открылся музей, посвящённый стилям ар-деко и модерн. Музей основан на крупнейшей в мире частной коллекции предпринимателя и мецената Мкртича Окрояна, состоящей из предметов в стиле ар-деко. Среди экспонатов — скульптура из слоновой кости и бронзы, предметы мебели, декоративные панно, в том числе произведения Дмитрия Чипаруса, Пьера Бобо и Бруно Зака.