„Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми.“
Жак-Анри де Сен-Пьер
"Предпочитаю не делать кладбище своего тела для гниющих трупов мертвых животных.“
Джордж Бернард Шоу
До Потопа людям было предписано питаться исключительно растительной пищей (см. трактат Санедрин 59б). Это вытекает из слов Всевышнего, адресованных Адаму и Еве (Берешит 1:29−30): «И сказал Б-г: Вот Я дал вам всякую траву семяносную, что на поверхности всей земли, и всякое дерево, на котором плод дерева, семяносный, вам будет это в пищу. И всякому земному животному, и всякой птице небесной, и всему ползающему по земле, в чем существо живое, — вся зелень травная в пищу. И было так». Комментирует Раши: скот и зверей уравнял с ними в том, что касается пищи, и не позволил Адаму и его жене убить животное, чтобы есть мясо, но все они вместе должны были питаться всякой зеленью травной.
Из объяснения Раши (основанного на словах Талмуда в трактате Санедрин 59б) мы видим, что запрет на употребление мясного вытекал из более общего запрета — не убивать животных вообще. Так же, как запрещено человеку отнять жизнь у своего ближнего, так до Потопа у него не было права умертвить любое живое существо, включая птиц, рыб и насекомых. И хотя цель животных — прислуживать человеку, как сказано (там же 1:28) «И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее, и властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле» — имеется в виду их использование при жизни: для различных сельскохозяйственных работ или как средство передвижения, но не более того.
Исходя из этого, действительно непонятно, как Авель был вправе зарезать животных для приношения их в жертву, другими словами — откуда он знал, что запрет не распространяется на этот случай. На самом деле «первооткрывателем» понятия жертвы Б-гу был не Каин или Авель, а их отец — Адам (первый человек). Талмуд (Авода Зара 8а) говорит, что после изгнания из Эдема, Адам принес жертву Б-гу, это был особый бык-единорог, вид, давно исчезнувший с лица земли. Более того, жертвы, которые принес Ной, также были совершены им еще до того, как он получил разрешение на использование мяса животных! Поэтому вопрос распространяется на все три случая.
И еще, мудрецы разошлись во мнениях, какую именно жертву принес Авель (см. Зевахим 116 б). Была ли это жертва Ола — всесожжения, или Шеламим — то, что принято переводить, как «мирная жертва» (этот спор касается не только самого Авеля, но и всех неевреев, имеют ли они возможность (согласно Торе) приносить жертву Шеламим). По мнению, что речь идет о жертве Шеламим, встает еще один вопрос: приношение такой жертвы включало в себя поедание человеком мяса животного, но ведь до Потопа мясо было запрещено?!
Однако по мнению Раши и Тосафот, запрет не распространялся на мясо падали — животного, умершего своей смертью. Т. е. запрет на мясо целиком зависел от запрета не убивать животное, чтобы не «нажиться» в результате запрещенного действия. Поэтому если забой во имя жертвы Б-гу разрешен, нет места и для запрета на употребление мяса. Но, по мнению Яд Рама и Рана (на Санедрин там), даже мясо падали попадало под этот запрет. Поэтому необходимо прояснить, как мог Авель употребить мясо животного в пищу!