Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Знаменитого физика Петра Леонидовича Капицу, лауреата Нобелевской премии, художники любили изображать. При этом не только в то время, когда он стал знаменитым лауреатом. Первый портрет ученого еще в 1921 году сделал Борис Кустодиев. Тогда Капице было всего 27 лет, он только начинал свой блистательный путь в науке.
Художнику и в голову не приходило писать портрет Петра Капицы, но к нему с этой просьбой обратились сами молодые исследователи — собственно, Капица, и его друг Николай Семенов. Они были полны бодрости и веры в лучшее будущее, и свой заказ на двойной портрет аргументировали с юмором, хотя за шуткой и таилась серьезная мысль. Молодые люди сказали Кустодиеву, что да, сейчас они никому неизвестны, но в будущем, несомненно, прославятся. Поэтому художник, пишущий, в основном, знаменитостей, не прогадает.
Кроме того, молодые ученые предлагали щедрый гонорар, весьма ценный для голодного 1921 года — мешок пшена и также петуха, которого им дали за ремонт турбины на мельнице. Надо сказать, что в своих амбициях молодые ученые были совершенно правы. Оба прославились, и оба получили по Нобелевской премии, Капица — по физике, а Семенов по химии.
Если в первом портрете молодой Капица предстает с трубкой в руках, смотрящий на зрителя бодро и весело, полный надежд на будущее, то на другом портрете, написанном также Кустодиевым, он (опять-таки с неизменной трубкой), предстает один, уверенным в себе молодым мужчиной в элегантной одежде. Художник написал его сидящим на пестром диване. Если на первом портрете с Семеновым все атрибуты указывают на ученое занятие изображенных, но на втором портрете ничто не говорит о том, что персонаж относится к миру науки.
Второй портрет сделан через 5 лет после первого. В 1926 году Капица работал уже в Кембридже под руководством Резерфорда (был откомандирован туда как раз в 1921, после написания первого портрета). Научная карьера ученого шла в гору.
В 1929 году Петр Капица стал действительным членом Лондонской королевской академии наук, в 1930 были выделены деньги для строительства специальной лаборатории для него, которая и была создана. Ученый имел все возможности для спокойного занятия наукой. Он жил в Англии, но оставался советским гражданином. У властей СССР возникало все больше опасений, что ученый останется на Западе навсегда. Тем более, были прецеденты. В 1934 году Капицу вызвали в Москву и больше в Англию не пустили.
После профессорского дома в Кембридже пришлось жить какое-то время в коммуналке. Об условиях работы, качестве оборудования можно даже не говорить. Никакого сравнения с Кембриджем быть не могло. Но Капица работал.
Постепенно условия жизни и работы улучшались. Семья переехала в коттедж. С трудом, но удалось перевести лабораторию Капицы из Англии. Ученый получал все возможные привилегии от правительства, стал директором Института физических проблем. Однако после войны он был уволен и фактически попал под домашний арест. Слежка и давление со стороны спецслужб прекратились только со смертью Сталина. В 1965 году академика впервые после возвращения из Англии выпустили из СССР за границу.
Если посмотреть на портрет Капицы кисти В. Ефанова, то видно, что перед нами человек, много испытавший и во многом разочаровавшийся. Академик изображен в домашней обстановке, с собакой. А на портрете Н. Рубинина Петр Леонидович — уже очень пожилой человек, подытоживающий свою жизнь. Он показан на фоне своего первого портрета кисти Кустодиева, где они с Семеновым полны бодрости и оптимизма. Сбылись ли мечты молодости? Можно сказать, что Капица сделал максимум, чтобы это случилось, и, несомненно, достиг большого успеха. Нет, он ни о чем не жалел…