Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Мария Склодовская-Кюри была великим ученым. Ее вклад в науку отметил и Нобелевский комитет, присудив ей премию дважды — в первый раз по физике, а во второй — по химии. Она вообще стала первым в мире человеком, получившим Нобелевскую премию дважды. Нечего и говорить, что она была также и первой женщиной-лауреатом.
Мари Кюри может быть примером для всех девушек, стремящихся посвятить свою жизнь науке. Еще на рубеже XIX—XX вв.еков она показала, что ум и талант могут пробить казавшуюся неодолимой самую большую преграду в мире — человеческие предрассудки и косность общества.
В происках произведений изобразительного искусства, посвященных этой поразительной женщине, я с удивлением столкнулась с тем, что ее не писали художники. Не было известных мастеров, посвятивших ей какое-либо полотно. Все найденные в интернете мной картины не имеют четко обозначенного авторства, что жаль. Наиболее растиражирована картина, где Мария стоит в профиль, держа в руках колбочку. Прекрасное произведение! Образ Марии — ученой тут показан лаконично и красиво. Несомненно, автор вдохновлялся фотографиями Склодовской-Кюри, запечатлевшими ее в лаборатории.
Еще одна картина показывает ее в черном траурном платье, задумчиво стоящей возле рабочего стола.
В этой картине отчетливо просматривается тема потери. Любимый муж и соратник, Пьер Кюри, трагически погиб, попав под несущийся экипаж. Эта неожиданная смерть близкого человека ударила по Марии очень сильно. С Пьером ее познакомили, чтобы он взял ее работать в свою лабораторию. Красавица-полька с пышными вьющимися волосами, разумеется, привлекла внимание Пьера Кюри. Она была красива, умна и демонстрировала поразительные способности.
Можно себе представить, с каким пренебрежением к себе она встречалась в обществе, где женщине отводилась только роль хозяйки дома. На Мари смотрели, как на какой-то нонсенс. Девушка, изучавшая физику в Сорбонне? К тому же славянка?! Не смешите мои тапочки.
Какой волей, целеустремленностью, верой в избранное дело надо было обладать, чтобы идти вперед в такой атмосфере? Конечно, Марии очень повезло, что она встретила Пьера. Поначалу она помогала ему, но постепенно из помощницы превратилась в равноправного коллегу, соратника. Открытие, за которое им дали Нобелевскую премию, они сделали совместно. С ними работали и другие ученые, которых тоже наградили.
Сперва Нобелевский комитет не включил Мари в список лауреатов исключительно потому, что она женщина. Тогда Пьер пригрозил отказом от премии, и комитет одумался.
Мари не была ученым-сухарем, но наука поглощала почти все ее мысли. В браке родились две девочки (еще одна беременность закончилась плохо). Занятая исследованиями, Мария не могла уделять дочерям много времени. По сути, их воспитывал дед. Отчужденность между Мари и дочерьми сохранялась почти до старости, но совместная с дочерью Ирен работа во время войны с рентгеновскими установками на фронте примирила Мари с ней, а с Евой они сблизились во время болезни, когда та ухаживала за матерью.
Смерть Пьера была трагедией, и казалось, что Мари не оправится от нее. Однако она продолжала работать, постепенно оживала, у нее начались отношения с молодым женатым ученым. Этот факт личной жизни всерьез рассматривался Нобелевским комитетом, который сомневался — давать ли ей премию по химии. Был скандал. Премию все же дали, так как открытие, сделанное Мари Кюри, было выдающимся.
Кстати, второй в мире женщиной — лауреатом Нобелевки, тоже стала Кюри — на сей раз Ирен, дочь Мари и Пьера. Такая вот семья.
Работая с радиоактивностью и рентгеном, Мари не думала о собственной безопасности. Болезнь была закономерна. Она умерла в 67 лет, ее похоронили рядом с мужем. Сейчас прах обоих хранится в парижском Пантеоне. И, кстати, Мари опять стала первой — на сей раз первой женщиной, похороненной в этом мемориальном месте.