Микеладжело. Великий скульптор эпохи Возрождения, художник, мыслитель и поэт. Его работы окажут огромное влияние на мировое искусство. Микеланджело покажет всю мощь, красоту и силу человеческого тела, возродив величие античности и превзойдя его в реализме изображений.
Микеланджело творил самозабвенно и вдохновленно. Его работы были лучшими среди учеников в садах Сан-Марко. Его произведениями восхищался Лоренцо Медичи, его хвалил Бертольдо ди Джованни, а это не просто похвала учителя — ведь Бертольдо был последователем самого Донателло, новатора и деятеля раннего Ренессанса.
Буонарроти смотрел на других учеников свысока. Их попытки выучиться технике вызывали у благословленного талантом Микеланджело чувство снисходительного пренебрежения, из-за чего возникали стычки между подростками.
Первая из известных работ Микеланджело — Мадонна с младенцем на руках — выполнена в технике Донателло. То же трехмехмерное изображение, но низкий рельеф, градация объемов и невероятная реалистичность фигур. Мария нежна и задумчива, а Христос, несмотря на младенческий возраст, изображен атлетичным. Куб, на котором сидит Дева Мария — самое простое из изображенного. Лестница, ведущая в глубь помещения, словно приглашает зрителя в тот, дивный, спокойный, но полный тайн мир…
Набравшись опыта и знаний, художник отправляется искать славы в Рим. Там он создает своего Бахуса, первое крупное изваяние. Языческий бог вина и веселья, уже захмелевший, держит в руке кубок.
За ним стоит задорный Сатир, радующийся кисти винограда, оброненной Бахусом.
После этой работы было затишье.
Дни проходят, но счастье не способствует ему: заказов нет. Буонарроти с грустью думает о том, что придется ему сгинуть тут, в центре мира, в безвестности, не пожелав возвратиться на родину без славы и почета, что надежды отца, возложенные на него, оказались тщетны… Сомнения обуревали душу художника, тень грусти легла на его чело. Якобо Галли, друг Микеланджело, не мог на это смотреть. У него были связи в папском дворе, и вскоре он написал письмо, в котором ручался, что Буонарроти выполнит свою работу за год, что скульптура Микеланджело станет лучшим творением, созданным когда-либо из мрамора. И Микеланджело дали заказ: оплакивание Христа. Микеланджело был растроган участием друга. В то же время его охватило волнение. Так мало времени — и так много амбиций!
Мрамор, из которого высекал фигуры ранее, был недостаточно хорош для такого заказа. Не довольствуясь второсортным мрамором, 23-летний скульптор самолично едет в Каррар выбрать лучший мрамор для своей будущей композиции.
Микеланджело ощупывает мрамор, проводит по нему руками и прикладывается сердцем, будто пытаясь осязать его душу. В творение Микеланджело Буонарроти вложит всего себя, свою душу — и тогда мрамор перестанет быть только куском камня, он оживет, будет говорить устами и глазами мастера, и ниц падут пред этой красотой хула и почёт одновременно.
Так была создана Pieta (в переводе с итальянского — жалость) — «Оплакивание Христа». Это произведение отличалось от всего того, что было создано в этой тематике. Утонченность форм, реалистичность изваяния. То же атлетическое мужское тело, как почти во всех ваяниях Микеланджело, такая же мягкость спокойного женского лица.
Печаль во взгляде Мадонны, желание помочь своему сыну, но выражение лица лишено тревоги, лишь грусть и бесконечная любовь на нем… Иисус лежит на коленях Мадонны, безжизненно свисают его руки со следами распятий, опрокинута голова. Его некогда сильное, мускулистое тело сейчас бессильно лежит в руках матери, прикрытое одной повязкой. Жалость на челе Марии, жалость в ее глазах… И бесконечная любовь к своему сыну.
Нашлись критики, которые говорили, что Мария слишком молода для взрослого Иисуса. «Разве не знают они, что лица дев лишены признаков старости по прошествии времени?» Ниспадает тонкая материя, обрамляя лицо Мадонны, каждая складка материи так нежна, что глаза видят полупрозрачную ткань, а не высеченную из камня статую.
Любовь Микеланджело к «Пьете» так высока, что он оставляет свою подпись на повязке Мадонны. Ходили слухи, что «Пьету» выполнил ломбардский скульптор, и Микеланджело автографом пресек все сомнения в авторстве шедевра.
Больше Буонарроти ничего не пришлось подписывать. Он с триумфом вернулся домой