Этот человек никогда не отказывал в помощи и советах молодым художникам. Был чутким и удивительно добрым. Он также являлся первым учителем, наставником и покровителем таких различных по стилю художников как Винсент ван Гог, Жорж Сёра, Поль Гоген, Поль Сезанн. Сегодня речь пойдет о жизни французского импрессиониста — Камиле Писсарро. «История жизни художника также интересна, как и его творчество," - это комментарий читательницы к другой статье об импрессионизме. И я с ней полностью согласна. Когда вплотную сталкиваешься с биографией живописца, начинаешь по-новому ценить его творчество.
Камиль Писсарро родился в 1830 году на одном из Антильских островов. Отец будущего художника был успешным торговцем. Когда Камилю исполнилось 12 лет, его отправили учиться в Париж. Вернувшись после окончания школы, у них с отцом начинаются серьезные разногласия: Писсарро хочет рисовать, а отец настаивает на продолжении семейного дела. Он хочет, чтобы сын стал продавцом скобяных изделий. Камиль работает в отцовской лавке, а в свободное время заполняет альбомы эскизами. Однажды он встречает другого молодого художника-пейзажиста, который всё больше подталкивал его писать картины, а не торговать. Они подружились и вместе сбежали в Венесуэлу, когда Камилю было 17 лет. Три года он, будучи в соре с отцом, проводит в путешествии по Южной Америке и осваивает #искусство живописи.
Но затем отец сам решает, что Камилю нужно перебираться во Францию, чтобы продолжить учиться. Таким образом, Писсарро после примирения с семьёй, которое впрочем было недолгим, оказывается в Париже. Художник учится в Школе изящных искусств, но эти уроки не для него. Ему больше нравилось посещать так называемую Академию Сюиса. Вообще говоря, это была никакая не академия, а сам Сюис раньше был натурщиком у художников, но разбогател. Тогда он просто снял помещение на одной из парижских набережных, где за недорогую плату #художники могли писать с натуры. Молодой живописец набивал там руку, учился и знакомился с будущими импрессионистами: Пьером Огюстом Ренуаром, Клодом Моне, Альфредом Сислейем и другими. Некоторые стали его друзьями на всю жизнь.
С семьёй у художника не заладилось. Писсарро влюбляется, уж совершенно как-то «неудачно», в горничную своей матери — простую деревенскую девушку. Влюбляется так, что женится на ней и проживет всю жизнь. Она родит ему восьмерых детей. Но его отец этого не стерпел и полностью лишил Писсарро материальной поддержки. С тех пор семейная жизнь художника была сопряжена с постоянной нехваткой денег и наполнена заботами о детях. Финансовые неудачи иногда его даже преследовали: художника не покупают, не признают, он бедствует. Это сторона, о которой мало говорят — сторона жизненная, которую надо себе представлять, чтобы понимать в каких тяжелых условиях рождалось его творчество. Всё это происходило на фоне необычайно разносторонней и напряженной деятельности, и не только художественной. Писсарро стал стержнем выставок импрессионистов. Он единственный, кто участвовал во всех, не пропуская ни одну. Он не просто участвовал, но собирал художников, налаживал между ними отношения, мирил, сглаживая острые углы. Для того чтобы сохранить группу для участия на очередной выставке.
Камиль Писсарро «Красные крыши» 1877 год (Яндекс.Картинки)
Камиль Писсарро «Красные крыши» 1877 год (Яндекс.Картинки)
Писсарро часто работал с другими художниками, перенимая их технику и композицию. Творческий диалог Писсарро и Сезанна обогащал обоих художников 15 лет. Ван Гог в письмах к брату часто спрашивал, что говорит Писсарро о его картинах. А Поль Гоген, называя Писсарро своим учителем, утверждал: «Вы говорите, что он взял ото всюду понемногу, мы все в свою очередь многое переняли у него». Художник неустанно совершенствовался в технике, но хроническое заболевание глаз вынудило его отказаться работать на пленэре. Писсарро был противопоказан яркий солнечный свет. Чтобы сберечь ухудшающееся зрение, 59-летний художник должен был смотреть на мир сквозь оконное стекло. Теперь он мог работать только в мастерской или писать то, что видел из окон гостиничных номеров. В поисках новых сюжетов, Писсарро постоянно переезжал в разные французские провинции. Настоящий успех пришёл к художнику на закате жизни. Его полотна выставлялись в Европе и США, за них платили огромные деньги.
Великий художник Камиль Писсарро, которого друзья обожали за благородство, доброту и мудрость, ушёл из жизни в 1903 году. Одна из последних полотен 73-летнего художника — «Пон-Руаяль и Павильон цветов». Этот весенний парижский пейзаж написан человеком, который и в старости умел радоваться окружающему миру.