Одна из самых ярких поэтесс Серебряного века, Анна Горенко, более известная широкому кругу читателей как Анна Ахматова, прожила довольно длинную и насыщенную жизнь.
Русская поэтесса
Родившись в 1886 году известная, поэтесса сумела пережить не только две революции, но и две мировые войны.
Как сама Анна писала в воспоминаниях, «творить» она стала ещё в 11 лет, но первое её стихотворение было опубликовано только в 1911 году.
Тогда она уже была замужем за Николаем Степановичем Гумилевым, русским поэтом, основателем школы русского акмеизма.
Надо сказать, что свой медовый месяц молодожёны проводили в Париже.
И вот, мои дорогие читатели, во время того путешествия произошла одна маленькая нелепость, впоследствии вылившаяся в безумную, но мимолётную любовь.
О ней я и хочу сегодня вам поведать.
Великий художник
Так вот, будучи во Франции молодая пара Гумилев и Ахматова познакомились с одним известным художником Амедео Модильяни.
Точнее сказать, известным он станет только после своей смерти, а пока жгучий красавец Амедео, обожавший мимолётные увлечения с представительницами женского пола, только и делал, что рисовал натурщиц в стиле «ню», а потом за гроши продавал эти картины. Вот так и жил.
И только после гибели в 1922 году Амедео признали великим, а известный итальянский писатель Коррадо Ауджилиас сказал:
«Амедео Модильяни оставил родину и семью, чтобы вести жизнь нищего художника в Париже начала ХХ века, где с ним дружили и враждовали Матисс и Пикассо, Сутин и Бранкузи.
Среди этих мастеров молодому итальянцу удалось выработать собственный неповторимый стиль, полный сдержанной энергии и неприкрытой чувственности.
Творческий взлет Модильяни прервался смертью от менингита в возрасте 35 лет.
Только после этого его талант был признан, а полотна, которые он когда-то не мог продать за гроши, стали украшением лучших музеев мира.
Автор рассказывает увлекательную историю Модильяни, используя архивные документы, письма самого художника и воспоминания близких ему людей».
Прошу прощения, я немного отвлёкся…
Парижское рандеву
Итак, гуляют значит, Гумилев с Ахматовой по Парижу, и решили зайти выпить прохладительного в недорогой кабак.
И вот совпадение, туда же завернул Модильяни.
Итальянец как увидел Анну, так в горле у него пересохло, он широко раскрыл глаза и уставился на Ахматову выпученными глазами:
«Ах, какая женщина», — наверно в тот момент подумал Амедео.
Но сказать не успел. Николай Степанович, которого надо сказать задел этот непонятный взгляд, подошёл сразу к итальянцу и спросил:
«Синьор, ты чего уставился на мою жену?»
А тот в ответ ему с умным видом и заявляет:
«No capito». (я не понимаю о чём вы), а сам продолжает глазеть.
Ту уж Гумилев, как-никак русской души человек не выдержал.
«Ах, ты не понимаешь, — начал заводиться Николай Степанович. — Так я тебе сейчас быстро, по-русски объясню». И хрясь ему по роже.
Итальянец в ответ.
В России наверно тяжело бы им обоим пришлось, но в Париже, культурной европейской столице, драчунов сразу же разняли и по разным углам развели.
Интересно, что потом они помирились, а Ахматова в своих воспоминаниях рассказывала, что впоследствии итальянец своим галантным поведением произвёл на неё такое сильное впечатление, что она ему даже адресок черкнула, и он свои координаты в Париже оставил.
Думаете на это всё и закончилось. А вот и не угадали. Этот эпизод был всего лишь разогревом.
Муж в Африку, а жена в Париж
Вернулись молодожёны домой, но вот незадача, не сидится Гумилеву на одном месте.
Николай Степанович был страстным путешественником, а потому уже через два месяца решил укатить в Африку.
Ну вот нравились ему экзотические страны. Вдохновение его посещало, что ли. Или он настолько сильно сафари любил.
Хотел он с собой и жену взять, вот только Ахматова решила, что совсем неженское это дело по пустыне с ружьём бегать, а потому осталась в России.
Вот только ненадолго.
Своими мыслями она была в Париже.
Ведь именно там находился юный итальянец в вельветовых штанах и куртке жёлтого цвета, который так неровно к ней дышал.
Тогда она решилась и написала, мол сижу одна в России, муж в Африке. Здесь скукотища, тоска зелёная. И предложила приехать в гости.
Амедео как прочитал письмо, так и подпрыгнул от радости. Бегом настрочил ответ и стал ждать.
Ну Ахматова и прикатила.
Несколько месяцев счастья
Сама поэтесса впоследствии скрывала свой роман с Модильяни, говоря, что у них не было никаких отношений.
Мол они просто гуляли по Парижу и поскольку Амедео был беден, то ему нечем было даже заплатить за удобства во время их свиданий.
Вот заливает. Да настоящий мужчина, будь он трижды беден, для такого случая разобьётся, но всегда найдёт и где покушать, и где потанцевать.
Ахматова точно что-то не договаривала, ведь как она признавалась, итальянец часто водил её в Лувр, приобщая к своей увлечённости Египтом, потом рисовал картины с лицом Анны в духе египетских женщин, потом укрывал под дождём во время прогулок и дарил цветы.
Эх, жаль, что настоящей правды мы с вами теперь не узнаем, но если вспомнить любимую фразу Анны Андреевны:
«Культура женщины определяется количеством ее любов…», то вроде всё встаёт на свои места.
Ведь Ахматова сама всем рассказывала, что кавалеров у неё было не меньше пяти, но замужем она была только три раза.
В общем, что было, то было.
Одно непонятно, что этот Модильяни нашёл такого, как он выразился: «Ах» в Ахматовой.
Современники удивлялись
Насколько можно судить по отзывам и запискам современников, красотой она не сверкала, да и с картин на нас смотрит обычная женщина.
А вот один из современников, Фёдор Сологуб, так и вообще был прямолинеен, написав такую эпиграмму:
Любовь к пленительной Ахматовой
Всегда кончается тоской,
Как ни люби, как ни обхватывай,
Доска останется доской!
Правда, когда Анне Андреевне передали этот привет, то она, нисколько не смутившись, сделала удивлённые глаза, сказав:
«Ну вот откуда-он-то про это знает?»
В общем роман с Модильяни длился у Ахматовой несколько месяцев. А потом… она снова уехала к мужу.
На прощание Амедео отдал ей все 16 картин, написанных с её изображением, и попросил их хранить.
Но, видно, не судьба. Лишь один рисунок остался с Анной на всю жизнь, а остальные сгорели в пожаре.
Муж возвращается из командировки, а жена… в Париже, французский, понимаешь, учит
К тому времени Николай Степанович уже вернулся из Африки и стал собственно интересоваться, мол куда это моя благоверная пропала?
А Ахматова ему раз и письмо из Франции:
«Дорогой Коленька, так и так, сижу в Париже, совершенствую знание французского языка. Скоро буду. Жди!»
Так и закончилась эта любовь с известным итальянским художником.
А с Гумилевым Ахматова ещё целых семь лет после этого в браке прожила.
И даже сына родила, впоследствии ставшем российским учёным, писателем и переводчиком Львом Гумилёвым.