— Ипполит, — повторила теща, — помните вы наш гостиный гарнитур?
— Какой? — спросил Ипполит Матвеевич с предупредительностью, возможной лишь к очень больным людям.
— Тот… Обитый английским ситцем в цветочек…
— Ах, это в моем доме?
— Да, в Старгороде…
— Помню, я-то отлично помню… Диван, двое кресел, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская… А почему вы вспомнили?
В 1927 году Ильф и Петров опубликовали роман о двух искателях сокровищ — сыне турецкоподданного Остапе Бендере и бывшем предводителе дворянства Ипполите Воробьянинове. Большинству его первых читателей не надо было объяснять, что такое гамбсовская мебель: она была символом старорежимного шика и качества, кто-то из них даже смог сохранить или приобрести по случаю пару стульев или этажерку «от Гамбса».
Гамбсовской или «гамбсовой» называли мебель, выпущенную в мастерской Генриха Гамбса, высококлассного петербургского краснодеревщика, чья продукция с начала XIX века была широко известна во всей Российской империи благодаря исключительной выразительности и высокому качеству исполнения.
В фонде дерева и мебели Исторического музея хранится прекрасная коллекция мебели из мастерской Генриха Гамбса, где по сюжету романа «12 стульев» был создан легендарный гарнитур из гостиной Воробьянинова.
Н.В. Гоголь упоминает гамбсову мебель в романе «Мёртвые души», говоря о причинах нечестного наживания денег: «Ведь всякий из нас чем-нибудь попользуется: тот казенным лесом, тот экономическими суммами, тот крадёт у детей своих ради какой-нибудь приезжей актрисы, тот у крестьян ради мебелей Гамбса или кареты. Что ж делать, если завелось так много всяких заманок на свете?»
В повести А.С. Пушкина «Мы проводили вечер на даче» перед нами предстаёт «Сорохтин, дремавший в гамбсовых креслах»; в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Павел Петрович Кирсанов «сидел далеко за полночь в своём кабинете, на широком гамбсовом кресле, перед камином, в котором слабо тлел каменный уголь». И в одном, и в другом произведении образ некоего гамбсова кресла присутствует как презентация домашнего уюта, покоя и стабильности.
В экранизации романа «Двенадцать стульев» Леонида Гайдая на роль мебельного гарнитура Ипполита Воробьянинова был выбран стул гостиного образца изысканной рокальной формы. По времени происхождения он относится к обстановке середины XIX века.
Существует легенда, что Гайдай мечтал о настоящих гамбсовских стульях, но к тому времени — фильм снят в 1971 году — достать в СССР мебель работы Гамбса было почти нереально. В результате удалось найти лишь один такой стул, но хозяйка ни за что не хотела его продавать. Тогда его сфотографировали с разных ракурсов, чтобы сделать копии. В Союзе за эту работу никто не взялся — краснодеревшики признались, что не могут воссоздать вещь гамсовского уровня качества, и стулья для фильма пришлось заказывать в Арабских эмиратах.
В Историческом музее есть похожий стул. Его мягкая спинка заключена в почти гладкую раму округлых очертаний, украшенную уплощёнными завитками. Чтобы с лёгкостью перемещать предмет, его ножки завершаются небольшими колёсиками.