«Как часто это бывает: ребенок провинился, разбил окно. Он должен
чувствовать себя виноватым. Справедливо выговаривая ему, мы редко встречаем
раскаянье, чаще-сопротивление, досаду, нахмуренные брови, взгляды
исподлобья. Ребенок хочет, чтобы воспитатель проявил доброе свое отношение к нему именно тогда, когда он виноват, когда он плохой, когда с ним случилась
неприятность. Разбитое стекло, пролитые чернила, порванная одежда-все это
результаты неудавшихся начинаний, предпринятых вопреки предостережениям
взрослых. А взрослые, потеряв деньги в плохо обдуманном предприятии,-как они
воспринимают претензии, упреки и осуждение?
Неприязнь к суровым и принципиальным панам существует в ту пору, когда
ребенок считает взрослых высшими существами. И вдруг он ловит их с поличным»
/Корчак/