27 ноября отпраздновал свое 57-летие один из самых известных и востребованных российских актеров и режиссеров, художественный руководитель Театра Олега Табакова, неоднократный лауреат многочисленных театральных и кинопремий, народный артист РФ Владимир Машков. Его популярность сегодня можно назвать всенародной, но при этом он остается достаточно закрытым человеком. Почему никто не знает второго имени Машкова, как он стал католиком, что его связывает с Италией, зачем актер освоил профессию машиниста и другие малоизвестные факты — далее в обзоре.
Многие обращают внимание на бурный темперамент, эффектную внешность и харизматичность Владимира Машкова. Вероятно, это можно объяснить его итальянскими корнями: горячая южная кровь передалась Владимиру от бабушки по линии матери, которая была швейцарской итальянкой. За несколько лет до революции она приехала в Россию работать гувернанткой, вышла замуж за русского и осталась жить на его родине. Ее дочь Наталья Никифорова в браке с Львом Машковым родила сына, которому решила дать первое русское имя и второе — европейское. Таким образом, при рождении он был назван Владимиром Леоном Машковым. Его мать была католичкой, и сам Владимир исповедует католицизм. Когда он какое-то время жил во Львове, очень увлекся этой религией и даже занимался в католической школе.
Увлечение театром Владимир унаследовал от родителей: его мать была режиссером в кукольном театре, а отец — актером. Впервые на сцену он вышел еще в школьные годы, когда занимался в драматическом кружке. Родители иногда привлекали его к постановкам в своем театре, а летом он ездил вместе с ними на гастроли — он работал монтировщиком сцены и устанавливал декорации. Машков считал, что родители в равной степени повлияли на его выбор профессии — он пробовал свои силы и в качестве актера, и в качестве режиссера, сняв фильмы «Сирота казанская» и «Папа» и подготовив несколько спектаклей. Однако сам он себя считает в первую очередь актером — ему трудно усидеть на одном месте, за монитором, что требуется от режиссера.
Своим отцом в профессии актер называет Олега Табакова. Прежде чем Машков стал студентом его курса, он успел проучиться один год на биологическом факультете Новосибирского университета, «вылететь» за драку из Новосибирского театрального училища. По той же причине его отчислили с курса Михаила Тарханова Школы-студии МХАТ. А во ВГИК его не приняли из-за «некинематографической внешности»: комиссию смутили его длинные волосы, близко посаженные глаза, спортивный костюм и золотая фикса на переднем зубе. В таком виде он был больше похож на преступника, успевшего побывать за решеткой, к тому же все знали о его репутации грубияна и дебошира.
Для многих педагогов Школы-студии МХАТ стало полной неожиданностью, когда Олег Табаков взял его на свой курс и доверил роли в своем театре. Кроме профессиональных уроков, он преподал ему и «житейские»: учил контролировать гнев и сдерживать эмоции. Сегодня Машков говорит: «Если бы не Табаков, то неизвестно, где бы я сейчас был… В моей жизни он стал всем — учителем, наставником, мастером, правдой. Я не люблю, когда мне дают советы. Олег Павлович — учитель, который никогда не советует, а именно учит своим примером, делом, отношением и любовью».
На шее актера часто можно увидеть два царских золотых червонца, с которыми он расстается только во время съемок. Один из них он получил в подарок от Олега Табакова, а второй — от Дениса Евстигнеева, сына знаменитого актера Евгения Евстигнеева, которому раньше этот червонец и принадлежал. Машков считает эти монеты своими талисманами.
Некоторые актеры категорически отказываются играть роли отрицательных персонажей, чтобы зрители их с ними не отождествляли. А Машков, напротив, всегда с удовольствием берется за подобные роли. Он утверждает, что сам не идеален, к тому же такой герой дает больше свободы творчества. «Я играю злодеев, потому что мне нравится. Злодеев очень интересно играть. Гораздо интереснее, чем идеальных героев. И чем хуже, тем интереснее. Я должен постигнуть степень нашего падения. Это не я сказал, а Дмитрий Сергеевич Лихачев, а я с ним согласен», — говорит актер.
Подготовка к роли для него — очень серьезный и трудоемкий процесс. Машков не просто вживается в образ, но и старается освоить профессию своего персонажа. Так, на съемках фильма «Медное солнце» он научился дирижировать, на съемках «Кандагара» — управлять самолетом, а для того, чтобы сыграть машиниста в фильме «Край», Машков на протяжении 9 месяцев учился водить паровозы и получил удостоверение машиниста. Это было продиктовано не только ролью — дед актера был машинистом, и Машков считал, что интерес к этой профессии передался и ему. Все трюки на съемках он предпочитает выполнять самостоятельно, из-за чего не раз рисковал здоровьем и даже жизнью. Режиссер Алексей Учитель рассказывал, как однажды Машков едва не утонул, а потом всего за пару минут пришел в себя и продолжил работу как ни в чем не бывало.
Если у его героев есть прототипы, Машков перед съемками старается получить максимум информации об этих людях. Благодаря этому происходит такое сближение, что уже, как говорят, не актер играет роль, а роль играет актером. Так случилось на съемках фильма «Движение вверх», где Машков сыграл тренера сборной СССР по баскетболу. Прототипом его героя стал знаменитый баскетбольный тренер Владимир Кондрашин. В одном из эпизодов персонажу Машкова нужно было забросить мяч в корзину, при этом не стояло цели обязательно попасть в нее. С первого же дубля актер попал в кольцо. Позже он говорил, что даже не помнил, как это сделал, словно это была не его рука, а рука самого Кондрашина. Машков признается, что всегда старается понять и прочувствовать своего героя. Поэтому каждая из ролей оставляет след в душе и, по мнению актера, влияет на его судьбу.
Его часто называют одним из самых привлекательных актеров и мужчиной, перед которым не может устоять ни одна женщина. Ему нередко приходится сниматься в постельных сценах, но на самом деле Машков терпеть не может это занятие. По этому поводу он говорит: «Это самое мерзкое, что может быть в кинематографе. Когда снимаются сцены, которые связаны с откровенной любовью, для актеров это большая мука. Нас гримируют с ног до головы, и знаешь, например, что если неудачно положишь руку на подушку, на ней может остаться пятно от грима. Рядом с тобой лежит женщина, и через какое-то время она становится твоей старшей сестрой. Чувств к ней никаких! Из съемочной группы все ходят и смеются. А партнерша указывает операторам: „Меня с этого ракурса не снимайте, у меня так грудь плохо выглядит“. Вот у меня такого не бывает. Меня можно снимать с любого ракурса!»
В 2018 г. Владимир Машков возглавил Театр Олега Табакова, после того, как его учитель ушел из жизни. Сегодня все свое время он посвящает театру, объявив в 2019 г. о временной паузе в кинокарьере. Остается надеяться на то, что эта пауза не окажется слишком долгой, ведь каждое появление Владимира Машкова на экранах — настоящий праздник для зрителей!