Никита Михалков родился 21 октября 1945 года в творческой семье. Его родители были писателями, а дед и прадед по материнской линии — знаменитыми художниками. У Никиты есть старший брат, которого сейчас знают как режиссёра Андрона Кончаловского, хотя по паспорту он Андрей Михалков.
В детстве Никита Михалков учился в музыкальной школе, занимался в театральной студии при Драматическом театре им. Станиславского и всегда знал, что свяжет свою жизнь с актёрской профессией. Благодаря старшему брату, который к тому времени заканчивал ВГИК, в 14 лет он впервые снялся в кино. Кончаловский снимал курсовую работу и ему надо было срочно заменить в эпизоде актрису. Он велел брату снять брюки, надеть шубу, туфли на высоких каблуках и просто пройти перед камерой. По воспоминаниям Кончаловского, эта работа довела брата до слёз, но эпизод он сыграл, а вскоре получил эпизодическую роль в драме «Солнце светит всем».
В 1963 году Михалков поступил в Щукинское театральное училище, но на четвёртом курсе его отчислили. Преподаватели были категорически против того, чтобы их студенты снимались в кино, а Михалков после роли в фильме «Я шагаю по Москве» заполучил не только «звёздную болезнь», но и нежелание отказываться от съёмок в дальнейшем… За четыре года он снялся в пяти фильмах, и отчисление его не расстроило. Он поступил на второй курс режиссёрского факультета ВГИКа и окончил его в 1971 году. Дипломной работой выпускника Михалкова была драма «Спокойный день в конце войны», сценарий к ней он написал вместе с Рустамом Ибрагимбековым, который потом неоднократно будет его соавтором.
В Щукинском училище однокурсницей Никиты Михалкова оказалась Анастасия Вертинская. Она уже успела сняться в «Алых парусах» и свести с ума половину страны и всю мужскую часть курса. В том числе Никиту Михалкова, который ради неё бросил свою девушку — балерину Елену Матвееву. Они поженились, у них родился сын Степан, но через три года брак распался. Михалков хотел, чтобы его жена была просто женой, сидела дома и хранила очаг, но Вертинская сказала, что такая судьба не для неё. Несмотря на развод они на всю жизнь сохранили тёплые отношения.
В 1970-м году 25-летний Никита Михалков стал руководителем мастерских Высших курсах сценаристов и режиссёров, и начал снимать свои фильмы. За следующие десять лет он снял «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Рабу любви», «Неоконченную пьесу для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Родню» — и каждый фильм становился событием. Помимо этого, он активно снимался в своих же фильмах и у других режиссёров. Причем, соглашался на роли второго плана как в «Вокзале для двоих» или серии «Собака Баскервилей» из сериала о Шерлоке Холмсе, но делал героев такими яркими, что они запоминались наравне с главными персонажами.
Через два года после развода Никита Михалков женился второй раз. Манекенщица Татьяна Соловьева, с которой они познакомились на вечере в Доме кино, безропотно оставила подиум и посвятила себя семье. Их свадьба прошла в Чечне, где Михалков снимал свой первый фильм — вестерн «Свой среди чужих, чужой среди своих», и Татьяна даже сыграла там маленькую и единственную в своей биографии роль женщины из грёз атамана Брылова, которого играл Михалков. Вместе они уже 47 лет и воспитали троих детей — Артёма, Анну и Надежду.
На своей первой картине Никита Михалков собрал команду единомышленников, с которой потом работал много лет — его друг детства художник Александр Адабашьян, оператор Павел Лебешев и композитор Эдуард Артемьев. Адабашьян стал своеобразным талисманом режиссёра, он играл второстепенные роли или эпизоды в фильмах Михалкова и снимался вместе с ним у других режиссёров — всего у них 14 совместных работ.
Почти ко всем своим фильмам Никита Михалков сам писал сценарии. Он же был сценаристом и первого советского рекламного ролика «Шоколад», снятого в 1972 году. В продаже появился отечественный воздушный шоколад и это событие решили отметить мини-фильмом. По сюжету мама не может остановить свою упражняющуюся в пении дочь до тех пор, пока не угощает её новой шоколадкой. Известно, что за сценарий минутного ролика, который показывали перед сеансами в кинотеатрах, Михалков получил 200 рублей — солидную сумму по тем временам.
В конце 80-х режиссёр создал одно из первых в стране продюсерских объединений. Название «ТриТэ» расшифровывалось как «Творчество, Товарищество, Труд» и первым фильмом, созданным его объединением стала мелодрама «Очи чёрные» с участием Марчелло Мастроянни. Контакты с западными актёрами у него были благодаря успеху его фильмов за рубежом и брату Андрону Кончаловскому, который к тому времени жил в Америке.
Фильм Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем» выиграл первый российский «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Всего его фильмы три раза были в числе номинантов — помимо «Утомлённых солнцем» на приз претендовали «Угра — территория любви» и «12». Получать «Оскар» Михалков вышел со своей дочерью Надеждой, которая тоже снималась в фильме, но сам момент получения статуэтки, по признанию режиссёра, он помнит не очень отчетливо, так во время церемонии сильно волновался в баре и к этому моменту был уже изрядно пьян.
Никита Михалков неоднократно становился героем скандальных историй. Например, в 2010 году общественность заинтересовалась на каком основании режиссёр ездит с мигалкой. В интервью он сказал, что её выдало Министерство обороны, чтобы он успевал на съёмки «Утомлённых солнцем — 2», и добавил, что «так было всегда и так будет всегда», чем вызвал волну критики. Правда, через год мигалку пришлось снять.
С начала 90-х режиссёр принимает активное участие в общественной и политической жизни страны и даже баллотировался в Государственную думу. В 1992-м году он запустил свою авторскую программу «Перекрёсток», которая была сразу же запрещена на телевидении. Следующая попытка была удачней — программа «Бесогон», названная в честь покровителя Никиты Бесогона, появилась в 2011 году и выходит до сих пор. В ней режиссёр рассуждает о самых важных событиях страны.
Сейчас Никита Михалков занят подготовкой к съёмкам фильма «Шоколадный револьвер», сценарий к которому написал в соавторстве с драматургами Олегом и Владимиром Пресняковыми. По сюжету дочь русского режиссёра погибает в результате теракта в Каннах, а его самого обвиняют в причастности к трагедии. Работу планировали начать в этом году, но ситуация в мире изменилась и пока планы осуществить не удалось.