Степан Трофимович, одержимый,
Он верою в Бога не сплетён.
Ушёл один большой дорогой,
Одиночеством, страхом ослеплён.
Бежал и, себе доказать пытался,
Что все страхи оставил далеко позади,
Мысли путались, один с Богом остался,
На перепутье своей больной души.
Боялся Варвары Петровны,
Что удержит мол силой его.
Так страшился терять надежду
И, убежал от проблем — повезло.
А жизнь кадрами, по накатанной,
Извивалась в мозгу как змея.
Сменялись образы лихорадочно,
Постепенно, таяла души броня.
Достоевский в своей русской трагедии о Бесах, не написал ни одной страницы в драматической форме но, в своих кругах считался великим трагиком. Трагедия в его произведениях прослеживается не самим человеком, а его личной, жизненной драмой. Божественный закон в своём значение от провидение, который вершит страшный суд и выносит приговор. Здесь прослеживается обречённость героев по сюжету книги.
Трагедией являются и «Бесы». Уже с первой главы слышится неотвратимый приговор героев и хитросплетение их судеб. Политика в «Бесах», описывается как, обсуждение революции и приговор ей. Бог постоянно борется с дьяволом, а сердца людей — это поле битвы добра и зла. Достоевский как реалист отображает всю глубину души человеческой, которая своими корнями уходит в Божественное начало. Сомневающиеся в вере, взывали воплем к Богу: «Верую Господи! Помоги справиться с неверием».
Русский Христос настоящий, незримый герой трагедии «Бесы». Только он способен изгнать бесов и излечить бесноватых. В трагедии: «Бесы» сила зла, а не добра владеет человеческой душой. К ней взывает не спаситель, а искуситель. Однако, Божественная религия не терпит пустоты, душа пробуждается для Бога, но уже не в силах родиться в новой жизни и обрести себя в Боге.
Взывая к Богу с воплями о помощи, в прозрении, Христос говорил: «Радость моя, да пребудет в вас и воздастся вам по вере вашей». Он мучил бесов и одержимых людей. Страшная одержимость, это главная черта героев трагедии" Бесов". У них вместо лица маска, а душа подвержена пыткам и испытаниям.
И на смертном одре приняв причащение и покаявшись во всех своих грехах, душа исходит из тела, и его бестелесная оболочка ищет себе пристанище в ином Мире.
Степан Трофимович, устал в пути,
Приют себе поспешил найти.
Народ простой, напоил, обогрел,
И рюмочкой водки душу согрел.
Ему хорошо, он нашёл постой,
Просил поесть и скорей на покой.
И мысли в порядок свои привести,
И с Софьей Матвеевной приют обрести.
Он ей о жизни рассказал, и слушал её,
Что миг наступил, нет дороже её.
Душу очистить, грехи отпустить,
В Бога поверить, и в сердце пустить.
Смерти агония совсем близка,
Варвара Петровна уже прибыла.
Взяв душу в тиски, мысли растрясла,
В последний путь проводила, тоской изошла.