Народный артист РСФСР Валентин Гафт 2 сентября отмечает 85-летие. Сегодня он живёт довольно замкнуто — сказываются проблемы со здоровьем. Поэтому к юбилею знаменитого актёра мы собрали самые откровенные, пронзительные, яркие высказывания Валентина Иосифовича из интервью «АиФ».
О своей земле
Сегодня важно поддержать свою Родину. Знаете, что значит для меня быть патриотом? Не обманывать себя и других. Надо просто быть че-ло-ве-ком. Это очень много на самом деле. Кто бы ты ни был — политик или человек любой другой профессии, — просто нужно быть порядочным, добрым, справедливым. И делать каждый на своём месте всё возможное для Отечества, для людей. Объединиться надо.
Но сегодня, к сожалению, с этим проблемы. С добротой, с совестью плохо стало. Поэтому очень важно определить систему ценностей. И после этого вещи, которые казались важными, становятся мелкими и ненужными. То, что сегодня происходит, — это не пустяк. К этому давно шли. Это человечеству сигнал быть чище, справедливее.
Неспокойно сегодня жить. Но я знаю одно: я не предатель. Я живу здесь, и это моя земля. Я люблю её и никогда не предам.
На Земле очень многое зависит от человека. А если он нарушает какие-то важные законы, следует наказание. Нет-нет, палачей не должно быть! Должны быть просто порядочные, справедливые люди, которых нельзя подкупить, дать взятку.
Многие у нас стремятся что-то хорошее для страны сделать. У кого-то любовь к Родине ближе, как говорится, к глазам и к горлу, у кого-то подальше. Но внутри где-то всё равно есть. Например, ругает человек происходящее, но я знаю: он любит свою страну больше всех. А бывает, что хвалит больше всех, но я чувствую: он равнодушный.
Но в случае беды наша страна может подняться так, что… Я верю в это. И неслучайно это говорю.
О свободе
Свобода творчества — вопрос очень спорный. Сейчас все свободны делать, что хочется, и сверху никто не может сказать: «Это можно, а это нельзя». Поэтому всё зависит от таланта. В серьёзном театре над предложением некоторых «свободномыслящих» постановщиков изувечить Гоголя только посмеются. Но есть и «экспериментаторы»… Мне кажется, это люди, сбитые на улице каким-то автомобилем, — они ушиблись. Они несут на сцену то, что находят в помойке, в соре. Ковыряние там может натолкнуть тебя на мысль очень интересную, но описывать найденное как предмет достижения человечества… Что там изучать? Как это способствует росту человека?
Есть высокая комедия и высокая трагедия, которые написаны Гоголем и Пушкиным. Там всё органично, всё о человеке, о его самых лучших и худших качествах. Когда человек читает Пушкина или смотрит спектакль по его произведению, он растёт, а не «подсматривает в уборной».
И тем не менее над Пушкиным и Гоголем современные постановщики издеваются вовсю. Делают это откровенно бездарно. Хотя наглость, хамство привлекают некоторую часть зрителей.
И тем не менее свобода приносит хорошее. А век суррогатов недолго будет длиться. Наша страна богата талантами. Но многое зависит от чиновников, которые заведуют культурой. Вот взять певцов: пять человек поют одно и то же. Я не против, пусть поют! Но столько есть прекрасных людей, которые поют лучше их! А их не видно. Нужно внимательно выбирать, понимать, стимулировать тех, кто действительно этого достоин.
О «Современнике»
До «Современника» я поработал в разных театрах. А «Современник» полюбил. Здесь у меня кое-что получалось… Каждый раз, когда у нас сбор труппы, я рад видеть всех наших артистов.
О Гафте-актёре
Я редко бываю доволен своими работами в кино. Всегда уверен: играть надо было лучше! В театре ты что-то можешь исправить, а в кино уже нет. А вдруг у артиста в то мгновение, когда нужно было идти в кадр, болела голова или живот? Иногда смотрю картины и понимаю: здесь я играл с температурой. А тут ждал много часов, пока позовут в кадр… Но уже ничего не изменить. Кино — это зафиксированное мгновение.
Сильным актёром назвать себя никак не могу. Ну пусть хоть кто-то для разнообразия будет слабым! У нас в последние годы так много развелось «гениев» и «мегазвёзд», что грустно становится.
Я боюсь быть несамокритичным. Потому что я очень много чего не умею. Я видел великих рядом с собой — не могу себя даже сравнивать с ними. Великие ушли. Мы сейчас вроде как за ними идём… Но таких артистов, как были раньше, уже нет. Они никогда не вернутся сюда…
Мы — другие. И такими, как они, уже не станем. Потому что ушли величайшие Артисты, Художники, Люди. Ефремов, Евстигнеев, Даль, Козаков. Это исторические личности, они не только связаны с «Современником». Это история театра как такового. История литературы. А Володя Высоцкий? Что вы, как рядом с ними можно к себе всерьёз относиться? Когда проходят вечера, посвящённые им, надо меньше всего думать про себя. Тебя выпустили, чтобы ты сказал о них, а не о себе. Даже если это история, которая происходила с тобой и этим человеком, надо понимать, что ты говоришь не о себе, какой я хороший, а, говоря о себе, говоришь про них…
О критике
Может быть, сейчас мнение критиков обо мне изменилось. А раньше… Ещё до премьеры спектакля «Уйди-уйди» в газете ВТО напечатали: «Уйди-уйди» и не смотри". Про «Пигмалиона» по радио журналист сказал, что на эту постановку ходить не надо: Гафт «не умеет любить», а Елена Яковлева «не научилась ходить по сцене». Потом спектакль шёл с аншлагами много лет… После того случая написал эпиграмму:
Как столб относится
к собакам,
Так отношусь я
к критикам-писакам.