Место для рекламы

«Анко́р, ещё анко́р!» — российский художественный фильм режиссёра Петра Тодоровского. Фильм получил главные призы: «Ника» на Всероссийском фестивале за лучший игровой фильм 1992 года, на Всемирном фестивале в Токио в 1993 году награждён призом за лучший сценарий, главным призом Открытого фестиваля «Кинотавр» в Сочи (1993), приз V Всероссийского фестиваля «Созвездие-93»

Закадровые тайны фильма «Анкор, еще анкор!»: Почему Петра Тодоровского обвиняли в очернении послевоенного прошлого

26 августа исполняется 95 лет со дня рождения известного кинорежиссера, сценариста, оператора Петра Тодоровского. Его фильмы пользовались большим успехом у зрителей, но при этом всегда навлекали на себя шквал критики киночиновников и киноведов. Все его самые знаменитые работы — «Военно-полевой роман», «Интердевочка», «Анкор, еще анкор!» — вызвали огромный резонанс и массу споров. Режиссера-фронтовика обвиняли в искажении военного прошлого, незнании исторических реалий и даже очернении образа советского солдата!

О войне Петр Тодоровский знал не понаслышке. Его призвали в армию в 1943 г., когда ему исполнилось 18 лет. С 1944 г. он командовал минометным взводом, был ранен, отличился в боях. А после войны до 1949 г. служил во военном гарнизоне под Костромой. С тех пор тема войны стала центральной в его творчестве. Тодоровский говорил: «Все, что я снимаю, так или иначе связано с войной. Никуда я не могу от нее деться».

При этом в его фильмах не было батальных сцен, героических подвигов советских солдат — режиссера всегда больше интересовала «война изнутри», настоящие человеческие судьбы. Сюжеты своих фильмов он черпал из жизни, из своего военного и послевоенного прошлого, а у многих его героев были реальные прототипы. При этом сам Тодоровский главной темой своих фильмов считал не войну, а любовь: «Война ведь для нас была — жизнь. Четыре года войны, а нам по 18−20… И жизнь, любовь пробивались сквозь войну, как росток сквозь асфальт. Вспоминаются не бои, а как выводили на переформировку во второй эшелон, как приходили к нам на передний край девушки-снайперы… Если „Верность“ была посвящена тому, с чем уходил человек на фронт, то „Военно-полевой роман“ рассказывает о том, с чем возвращаются с войны… Трудно было восстанавливать разрушенные города, но еще труднее — восстанавливать израненные человеческие души. Неравнодушию к чужой беде учила нас война…».

В центре сюжета фильма «Анкор, еще анкор!» — послевоенная жизнь маленького провинциального гарнизона. И вновь режиссер откровенно говорил не о героизме солдат-победителей, а о семейных ссорах, изменах, подлости, трусости, предательстве и любви. Сам он свой замысел объяснял так: «То, что многие офицеры привозили с войны женщин — походных жен, — было сплошь и рядом… Я снимал фильм о любви. О лейтенанте, который влюбился в молодую, красивую жену полковника. Полковник живет между молотом и наковальней; у него две жены — старая, с довоенных лет, и молодая, которую он встретил на фронте и в которую влюбился без памяти. И угрызения совести, и мучительные сомнения, и косые взгляды окружающих. Разрубить этот узел может только выстрел в висок».

Сюжет фильма не был вымышленным — Тодоровскому его подсказало собственное послевоенное прошлое. Из Германии их тогда перебазировали в полуразрушенный военный городок под Костромой, с проваленными крышами и выбитыми окнами в казармах. Они жили в землянках и восстанавливали корпуса. Когда из ближайших деревень приходили девушки, устраивали танцы. Тодоровский вспоминал: «В замкнутом круге гарнизонной жизни все было на виду: казарма, плац для учений, бараки, в которых жили семьи офицеров, один-единственный магазин, почта… И тут среди лейтенантов пошли разговоры, что командир полка привез с собой с фронта потрясающе красивую жену… Увидеть ее за все время совместной службы мы так и не смогли: дом у полковника Винокурова был обнесен высоким забором. Перечитав еще раз „Поединок“ Куприна, я придумал для своего фильма историю о лейтенанте, который влюбился в молодую, красивую жену полковника».

Название фильма режиссеру подсказала картина Павла Федотова «Анкор, еще анкор!»: глядя на офицера, который, лежа на кровати, от безделья дрессирует собаку, Тодоровский тут же представил всю его однообразную жизнь в военном городке, где каждый день был похож на предыдущий.

Режиссеру удалось собрать в фильме блестящий актерский состав: роль полковника досталась Валентину Гафту, его фронтовую подругу сыграла Ирина Розанова, а роль лейтенанта, в которого она влюбилась, исполнил Евгений Миронов. На тот момент ему было всего 25 лет, он был еще малоизвестным начинающим актером, и Ирине Розановой показалось, что он слишком юн для этой роли, хотя сама она была старше Миронова всего на 5 лет. Актриса сомневалась в том, что он сможет отыграть постельные сцены и вообще будет убедителен в роли влюбленного. И тогда Миронов решился на отчаянный поступок: он пришел на репетицию, и с порога, даже не раздеваясь, подошел к Розановой и поцеловал ее в губы. Больше в его мужской состоятельности она не сомневалась…

Тодоровский нашел в этом фильме роль и для одной из своих любимых актрис — Елены Яковлевой, звезды его «Интердевочки». У ее героини тоже был реальный прототип — жена капитана, которая ради продвижения мужа по службе спала с вышестоящим начальством. О ее похождениях знали все, кроме ее собственного мужа. Актриса увидела большой потенциал в таком ярком образе и сыграла его именно так, как представлял себе режиссер. За эту роль она получила премию «Ника» в номинации «Лучшая роль второго плана».

Не скрывал Тодоровский правды и о пьянстве в армии — героя Владимира Ильина он тоже «списал» со своего знакомого капитана, у которого был только один большой недостаток — запойное пьянство. В результате военные, какими их изобразил в фильме режиссер, выглядели совсем не героически. Премьера фильма была запланирована на 23 февраля, но сам министр обороны потребовал снять картину с эфира в праздничный день. А после того, как «Анкор, еще анкор!» вышел на экраны, в адрес Тодоровского посыпались обвинения в том, что он оболгал армию и замарал честь офицера.

Отзывы военных были очень противоречивыми. После премьеры фильма в кинотеатре «Россия» к Тодоровскому подошел полковник и горячо поблагодарил его: «Ты знаешь, я 35 лет по военным городкам мотаюсь. Все, что у тебя в фильме, то и в жизни, один к одному…». А вот на съемках одной телепередачи офицер из зала задал ему вопрос: «Где вы видели такой военный городок, что у вас в фильме?! Это все неправда!» На это режиссер ему ответил: «Я прожил в этих военных городках после войны, я рассказал только маленькую часть этой замкнутой жизни в военных городках, в тайге… Я сам служил в трех таких городках: в Песочном и двух под Брянском. Все мои герои мне очень близки. Я вместе с ними жил, так же пьянствовал, в угаре маршировал ночью на плацу… Я ничего не придумал… Но военных можно было понять. 70 лет о нашей армии слова плохого нельзя было сказать — вся правда тщательно скрывалась».

Но правда Тодоровского оказалась многим зрителям просто не нужна. Фильм вызвал волну критики. Некоторые говорили: так оно все и было, вот только зачем об этом кино снимать? Здесь же нет никакого воспитательного эффекта для молодежи! Тем не менее «Анкор, еще анкор!» получил признание на кинофестивалях, заслужил несколько наград и стал триумфатором «Кинотавра-93».

https://kulturologia.ru/blogs/260820/47370/

Опубликовала    26 авг 2020
2 комментария

Похожие цитаты

Если завтра нам объявит войну Эстония — она победит. Я так шутил в 1993-м, но через год шутка стала правдой: мы объявили войну маленькой Чечне и с позором ее проиграли. Отчасти из-за того, что у нас не было тогда хорошего кино и литературы. Что, Сталин выиграл войну? Жуков, Ворошилов — эти жалкие полководцы? Войну выиграл народ, и во многом из-за того, что людям с детских лет накачивали мозги: надо любить свою родину. Они читали соответствующие книги, смотрели кино. Я, например, приписал себе лишний год, чтобы пораньше вступить в комсомол, потому что был без ума от «Молодой гвардии». Вот что такое литература и кино. Они должны давать силу.

Опубликовал  пиктограмма мужчинывестник  01 авг 2013

Военное кино.

Посмотрел Ярость (Фурию) с Бредом Питом…
Какой Бред! Какая Ярость…
Полтора эпизода войны. Второй. Второй мировой, второй моей,
второй по сорту, по сравнению с тем, какой может быть-оказаться третья…
Хорошее, добротное кино, но я в очередной раз убедился,
что те, кто был на реальной войне, под реальными обстрелами,
кто пукал с подливкой, когда к тебе подъезжал и на тебя наводился
вражеский танк (да и свой танк, честно говоря, пугает не меньше —
хрен его знает, что там у Адама с Бизоном в голове п…

Опубликовал  пиктограмма мужчины-Victor-  08 фев 2015

https://www.youtube.com/watch?v=aILhcOxauGM

За кадром фильма «Дни Турбиных»: Какую личную и творческую катастрофу пережил режиссёр Владимир Басов

Большинству зрителей Владимир Басов известен в первую очередь как замечательный актер, но его главной страстью была режиссура. Вершиной его режиссерского мастерства многие считают «Дни Турбиных», но у этого фильма была несчастливая творческая судьба: после премьеры его положили на полку на 10 лет. Он вернулся на экраны в конце 1980-х гг., перед самым уходом Басова. Оценить фильм по достоинству…

Опубликовала  пиктограмма женщиныИсабель  23 фев 2020