16 августа, за день до дня своего рождения умер Николай Губенко…
Николай Губенко родился 17 августа 1941 года в катакомбах Одессы, во время бомбёжки.
Отец был военным лётчиком, бортмехаником бомбардировщика ТБ-3.
Погиб в бою под Ворошиловградом в 1942 году.
До Великой Отечественной войны мать работала главным конструктором Одесского крекинг-завода и была повешена в 1942 году за отказ сотрудничать с немецкими оккупантами.
У Николая было три сестры и брат. По окончании войны с 1947 жил и учился в детском доме № 5 в Одессе.
Затем был переведён в Суворовское училище с углублённым изучением английского языка, стал играть в театральном кружке. По окончании училища поступил в театральную студию при Доме актёра. В 1958 году, по окончании театральной студии, его единственного зачислили в труппу вспомогательного состава Одесского театра юного зрителя, где он играл небольшие эпизодические роли и в массовке. В начале 1960-х годов переехал в Москву и поступил на актёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой), который окончил 1964 году, и был принят в труппу Театра на Таганке.
Однокурсница по ВГИКу актриса Жанна Болотова в конце 1960-х годов стала его женой. В 1962 году сыграл главную роль в спектакле объединённой мастерской ВГИКа «Карьера Артура Уи» по пьесе Б. Брехта.
Дебютировал в кино ролью в фильме «Застава Ильича», вышедшем в 1964 году.
Судя по фото, в молодости актер обладал обычной внешностью и потому его пригласили сыграть простого русского паренька по имени Коля Фокин. После этого были эпизодические роли в фильмах «Пядь земли», «Куда улетают аисты», «Пока фронт в обороне».
Первый актёрский успех пришёл после главной роли в дипломном спектакле «Карьера Артура Уи» по Брехту.
В 1970 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, снял шесть полнометражных художественных фильмов и один короткометражный.
В 1977—1978-х годах читал лекции по кинорежиссуре на Высших курсах сценаристов и режиссёров.
В 1964—1968 годах и с 1980-х годов — актёр Театра на Таганке, в 1987—1991 годах — главный режиссёр театра.
В 1967 году на экраны вышел фильм «Пароль не нужен». Губенко сыграл полковника Блюхера. Эта роль стала известнейшей работой артиста 60-х годов. Партнерами по картине стали Анастасия Вознесенская, Родион Нахапетов, Василий Лановой, Игорь Дмитриев и другие. Несмотря на то, что фильм яркой славы не снискал, Губенко получил 3-ю премию за лучшую мужскую роль 3-го Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде
После возвращения Юрия Любимова часть коллектива призывает Губенко остаться художественным руководителем театра. В 1993 году становится руководителем театра «Содружество актёров Таганки», разместившегося в новом здании.
В конце 60-х появились еще несколько фильмов, в которых актер сыграл различные роли, показав себя настоящим профессионалом. В их числе «Золотые ворота», «Директор», «Дворянское гнездо» и ряд других. В 1971 году Губенко-режиссер снял свою первую картину «Братья Макаровы». Вскоре за этим — «Если хочешь быть счастливым» и «Пришел солдат с фронта». За последний он поучил премию Ленинского комсомола и Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых.
Параллельно с режиссерской деятельностью Губенко продолжает сниматься сам. 1975 год ознаменовался ролью в фильме Сергея Бондарчука по роману Михаила Шолохова «Они сражались за Родину». Его партнерами по съемочной площадке стали Василий Шукшин, Нонна Мордюкова, Юрий Никулин, Иннокентий Смоктуновский, Вячеслав Тихонов.
В 1980-м Губенко снимает фильм «Из жизни отдыхающих». Главную роль в мелодраме он отдает супруге — Жанне Болотовой. Здесь же играли Ролан Быков, Регимантас Адомайтис, Лидия Федосеева-Шукшина.
В 1988 году Николай Николаевич выступил режиссером и сценаристом фильма по реальным событиям «Запретная зона». В картине рассказывается о последствиях разрушительного шторма в Ивановской области 1984 года.
Еще одна значимая работа в фильмографии артиста — картина «Подранки». Здесь он выступил в тройной ипостаси — режиссера, сценариста и актера. Кино наполовину биографично. В нем рассказана жизнь и судьба детдомовских детей послевоенного времени.
Показана не биография одного отдельно взятого человека, а история целого поколения, которое во время войны осталось круглыми сиротами. Работа настолько пронзительна и искренна, что и спустя годы не оставляет равнодушных.
Этот фильм с самой сильной памятью, пересматриваю каждый год, им же хочу попрощаться с Мастером …