Лечат ли сказки?
Наверное, в каждом классе найдется такой ученик, а может быть, и не один, к которому навечно прилепилась кличка «лентяй», «бездельник» или и того хуже — «дебил», «неспособный».
Но чаще всего дело вовсе не в умственных способностях или недостаточном усердии этих учеников. Формирование сознания начинается у всех детей фактически сразу же с момента рождения, некоторые ученые доказывают, что еще и раньше, во чреве матери. Но вот развитие мозга и всей нервной системы у каждого ребенка происходит разновременно и по-разному. Иными словами, существует как бы специальная программа — своеобразное расписание, в соответствии с которым каждая функция мозга имеет строго определенное время начала и завершения развития. Это можно представить так, что внутри каждого человека с момента его рождения заводятся некие биологические часы, причем у всех они идут по своему расписанию. Например, у кого-то сначала активнее развивается память, а у другого ребенка память раз-
вивается медленнее, зато он быстрее начинает говорить. Поэтому называть ребенка неспособным нет никаких оснований, если, конечно, речь вести о здоровых детях (у больных свои показатели), потому что дети плохо читают, пишут или решают задачи чаще всего потому, что их мозговые центры, ответственные за чтение, письмо или логическое мышление просто еще не успели развиться. Но это не значит, что они отстали навсегда. Через какое-то время такие отстающие ученики неожиданно для всех превращаются в успевающих, а иногда и в отличников.
Если не учитывать такие свойства мозга и нагружать ребенка чрезмерным количеством знаний и информации, которые он пока в силу объективных причин не может усвоить, то происходит сбой биологических часов.
Существует ли лекарство против такого сбоя? Оказывается, есть, и их несколько. Сейчас в детских садах и школах дети осваивают очень важную информацию в играх, в которых одновременно задействованы интеллектуальные и эмоциональные сферы сознания. А один из основных рецептов, который предлагают ученые, выглядит не совсем обычно. «Читайте детям побольше сказок», — говорят они. Волшебный сказочный мир со своими нравственными ценностями, благодарными героями,
где добро всегда торжествует над злом, помогает личности ребенка гармонично развиваться и предохраняет его от сбоя биологических часов.