Предупреждаю, мое вИдение и понимание романа — крамола!
Мое прочтение романа — не такое, каким его видит большинство читавших роман!
Споры и рассуждения вокруг «Мартина Идена» не утихают до сих пор. Что ж, это говорит в пользу гения автора романа, тронувший такую тему как «Война богов с полубогами» за обладание сердцами людей.
Мысль, которую я выскажу, еще не была озвучена никем из критиков и не потому, что я умнее их, а потому что мне нравятся «Легенды и мифы Древней Греции» — мне вообще нравится эпический жанр: легенды, сказания, сказки, былины, некогда порожденные живым умом народов мира, где, как мы уже знаем, благодаря гению Крала Густава Юнга, основоположника одного из направлений глубинной психологии, то есть, аналитической психологии, были открыты и описаны архетипы, которых мы часто встречаем в литературных произведениях, и «Мартин Иден» — далеко не исключение.
Мартин Иден — это не из пальца писателем высосанный персонаж, а некогда полубог по имени Гермес или, в римской традиции, — Геракл, сделавший невероятную, и в итоге, губительную для него попытку занять почетное место на горе Олимп среди равных друг другу богов по своему статусу и положению, над которыми, как мы знаем, возвышался самый главный бог — Зевс-Громовержец.
Трагедия же Мартина Идена, кстати, его фамилия означает «эдемский сад», то есть, «рай», была в том, что он был рожден простолюдинкой, но никто точно не знает, кто был его биологический отец. Предположу, что мать его, будучи, как я уже сказал, простолюдинкой, то есть, из низших слоёв общества — тех слоёв, которые добывает себе на хлеб насущный тяжким и монотонным трудом, нагуляла своего будущее дитя, бастарда, от заезжего волею случая в их места аристократа, после чего, в отчаянии, что не сможет связать свою судьбу с любимым ее сердцу человеком-полубогом, разумеется, в ее глазах — в глазах юной романтической натуры, выходит замуж за такого же простолюдина, как и она, что естественно, и который даже и не подозревает своим еще неискушенным в жизненных перипетиях и интригах умом, что его еще юная тогда жена была уже не невинна, неся в себе семя, брошенное полубогом; миссия же простолюдина — простое воспроизводство рабсилы для полубогов этого мира.
Наш герой, Мартин Иден, выросший в простой среде и привыкший пробивать себе путь кулаками и локтями, по задумке автора, не может смириться с такой незамысловатой участью, как парня из низов, неся в себе уже «отравленный» ген, унаследованный от неизвестного ему отца. Но разве он об этом знает? Разумеется, нет, да и не должен! Но мы знаем, что ген, который он несет в себе, не будет давать ему покоя, пока он дышит своей могучей грудью, он заставляет Мартина смотреть на мир другими глазами — не глазами простолюдина, но глазами эстета, внутренне сопротивляющегося той серой действительности, в которой он прозябает, но способного по достоинству оценить красоту женщины, в частности, Руфи Морз, сравниваемой им с «хрупким золотистым цветком» и которая станет его путеводной звездой в мир грёз, в мир, где он познает высшую любовь, но и разочарование — и не какое-то сиюминутное разочаровании, а такое, которое заставит его выпрыгнуть в морскую пучину Атлантического океана из океанического лайнера, чтобы она, пучина, поглотила его навечно и тем самым обессмертит его, ибо то был не обычный акт самоубийства, как это понимает простой читатель, а стремление обессмертить себя, став в один ряд с богами, вернувшись в свое истинное лоно.