Мы привыкли считать, что Россия это сырьевая страна, которая живет только за счет продажи своих ресурсов. И что продажа ресурсов это плохо, потому что добыча сырья это низкотехнологичная отрасль, производящая продукт с низкой добавленной стоимостью.
Это мнение справедливо, но только в определенных случаях. Например, это утверждение вполне можно отнести к таким странам, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Мексика или Венесуэла. В этих странах нефтяная отрасль действительно генерирует минимум добавленной стоимости.
Но у России все не так. Наше отличие в том, что добыча полезных ископаемых является локомотивом ряда отраслей, которые уже в свою очередь производят продукты с высокой добавленной стоимостью. То есть, добывая, например, нефть, Россия вместе с очередным добытым баррелем, производит не только сам этот баррель нефти, но и то, чем этот баррель добывается, то, чем потом его доставят заказчику, то, что обеспечит электроснабжение месторождения, то, с помощью чего этот баррель потом будет переработан.
Например, только для доставки нефти, Россия производит трубы большого диаметра (ТБД) для нефтепроводов, ГТД, вагоны, локомотивы, танкеры, в принципе все, что необходимо для доставки нефти от месторождения до покупателя.
Естественно, Россия производит и добывающее оборудование, мобильные газотурбинные электростанции. Россия производит и ряд оборудования для переработки нефти, включая отдельные установки для работы НПЗ, нефтехима, СПГ.
Вот только последний пример:
Объединенная двигателестроительная корпорация Госкорпорации Ростех в первом квартале 2020 года поставила заказчикам 11 единиц энергогенерирующего и газоперекачивающего оборудования.
Четыре энергетические установки «Урал-4000» мощностью до 4 МВт установлены на объекты «Лукойла» в Пермском крае. Компании «Новатэк» поставлена установка «Урал-6000» мощностью до 6 МВт. В интересах компании «Газпромнефть» поставлен энергоагрегат ГТА-16 мощностью 16 МВт.
В основе этих установок — турбореактивные двигатели, произведенные в Перми на заводе «Пермские моторы».
Или другой пример: Строительство огромных судостроительных заводов «Звезда» и «Кольская верфь», которые будут строить (и уже строят) гигантские суда для добычи и транспортировки ресурсов и огромные ледоколы для работы на Севморпути.
Или еще один пример — строительство завода Ямал-СПГ4, где большая часть сложнейшего оборудования для сжижения природного газа — российского производства.
И таких примеров масса, от огромных заводов, до небольших производств, производящих запорную арматуру, насосы, и прочее оборудование для добычи углеводородов.
Поэтому российский баррель нефти, или кубометр газа, очень сильно отличаются от арабского или катарского барреля нефти или кубометра газа. Просто потому, что в нашей нефти и газе содержится громадная добавленная стоимость сопутствующих высокотехнологичных продуктов.