Этих загадочных женщин почитали за честь взять в жены знаменитые зарубежные писатели, поэты, художники, композиторы, политические деятели, шахматисты, даже диктаторы.
Ромен Роллан, например, был счастлив в браке с Марией Кудашевой, а Луи Арагон долгие годы прожил с Эльзой Триоле — сестрой Лили Брик, возлюбленной Владимира Маяковского. Первой женой великого Пабло Пикассо стала Ольга Хохлова, тоже танцевавшая в труппе Сергея Дягилева. И второй женой знаменитого Родольфо Валентино была русская балерина Наташа Рамбова.
Примером же подлинного отношения к русской женщине могут служить французский поэт Поль Элюар и испанский художник Сальвадор Дали. Их женой — разумеется, в разное время, была Елена Дьяконова, которую Дали называл Гала, что значит «праздник».
Можно вспомнить и сестру драматурга А. Сухово-Кобылина Елизавету Васильевну, известную как писательница Евгения Тур, вышедшую замуж за французского графа Салиса де Турнемира (к слову сказать, автор исторических романов Евгений Андреевич Салиас, прозванный «русским Дюма», как поговаривают, за довольно легковесное отношение к истории, — их сын). На русской был женат французский художник Фернан Леже.
12 октября 1852 года в Исаакиевском соборе Петербурга состоялось бракосочетание Генриха Шлимана, в то время удачливого купца 1-й гильдии, впоследствии — всемирно известного археолога, открывшего знаменитую Трою, с Екатериной Петровной Лыжиной. Они прожили вместе 15 лет, имели троих детей и расстались, когда Шлиман уехал в Париж: Катенька не захотела покинуть Россию. Но тем не менее бывшие супруги сохранили теплые чувства, о чем свидетельствуют 186 писем, которыми они обменивались на протяжении почти 33 лет. Письма эти раскрывают вечную трагедию несхожих натур: мятущегося мужа и жены, чья высшая цель — хранить домашний очаг. Мечта о Трое для Шлимана оказалась сильнее его русской семьи. Кстати, эта же причина — одержимость профессией и мечтой — развела Пабло Пикассо и Ольгу Хохлову.
Сердечные узы дружбы и любви связывали талантливую художницу Марию Башкирцеву с Ги де Мопассаном. В течение 30 лет вдохновляла Анри Матисса Лидия Делекторская. Облик этой красавицы знаменитый французский художник воссоздал на многих полотнах и графических листах, особенно в последний период творчества. В дни рождения мастер обычно преподносил ей свои работы. А Лидия, которая, говоря ее же словами, никогда не хотела быть «платной женщиной», дарила картины российским музеям. Во многом благодаря ей Россия имеет неплохую коллекцию произведений Матисса. Кстати, в декабре 2002 года в столичном Музее личных коллекций проходила выставка «Лидия Делекторская — Анри Матисс», рассказывающая об удивительных отношениях русской женщины и французского живописца.
Немногие знают, что музой, подругой и моделью другого французского мастера, скульптора Аристида Майоля, тоже была русская красавица — Дина Вьерни, а одна из его работ, украшающая Елисейские поля в Париже, — это скульптурное изображение нашей соотечественницы. Дина родилась в Одессе, в год свершения октябрьской революции. После войны Дина Вьерни стала лучшей галерейщицей в Париже, а может, и во всей Европе. Прелестная женщина, одолевшая многих мужчин на беспощадном рынке искусства, была к тому же страстным пропагандистом русской живописи.