История старинных загадок
Сегодня загадки ассоциируются прежде всего с детским фольклором, но так было не всегда. Возникли они еще в те времена, когда древний человек постигал мир.
Тайное знание о силах природы
Загадки относятся к малым жанрам фольклора. Этнограф XIX века Дмитрий Садовников писал, что их история восходит к глубокой древности: «…к тому времени, когда человек глядел на природу как на что-то живое, когда явления ее были для него подавляющей, страшной тайной». Образы в них отражали и объясняли мир природы. Позднее загадки стали загадывать в особенные важные моменты: во время свадьбы, похорон или когда готовились к сбору урожая. По поверьям правильный ответ помогал исполнить заветное желание или защищал от опасности. Если же угадать не получалось, могло последовать наказание, и весьма жестокое — вплоть до казни. Это отражалось в фольклоре: в сказках сложными задачками испытывали героя.
Со временем загадки теряли свое особое значение. Их стали загадывать для развлечения и развития смекалки. Считалось, что знаток обладал тайным знанием. Обычно на вечерних посиделках гости постарше постепенно учили молодых разгадывать. Часто это превращалось в соревнование или испытание: загадки загадывали кому-то одному, и другие вне очереди отвечать не могли. Если отгадать не удавалось, с человека брали шуточные штрафы: заставляли целовать кого-то из присутствующих или лаять, как собака. Могли обмазать дегтем и осыпать перьями, а затем под общий смех отправляли умываться.
В свадебном обряде загадки становились особой формой общения будущих супругов. Загадывала всегда сторона невесты, а жених мог занять место рядом с ней только после того, как дружка отгадает загадки. Если нет — сторона жениха платила деньги.
Обычно загадывали конкретный предмет, например стол или топор, иногда действие — пахоту, строительство. И совсем редко абстрактные понятия: время, ложь, молодость, правду. В основе загадок, как правило, лежало описание: «Был шар бел. Ветер подул, и шар улетел (одуванчик)».
Большая их часть образована с помощью старинных метафор или ассоциаций, которые не всегда понятны современному человеку. Также загадки могли строиться на сопоставлении предметов: «Тонко деревцо животы качает (колосья)». Или на иносказании:
Летит птица тонка,
Перья красны да желты,
По конец ея — человечья смерть.
(Ружье)
Темы загадок отражали повседневную жизнь человека и его знания о мире.
В загадках часто использовались образы, связанные с небесными светилами: солнце на восходе и закате, месяц и звезды.
Небо в загадках представало бескрайним пространством, которое сравнивали с шубой или шатром и упоминали как фон для светил. В текстах говорилось, что свет излучают не только солнце и другие звезды, но и месяц. Светила сравнивали с серебром и золотом, с белыми пуговицами. Особо в загадках отмечалось, что луна и солнце никогда не бывают на небе вместе:
«Золот хозяин — на поле; серебрян пастух — с поля».
Загадывали снег, метель, сковавший реку лед. Снег в фольклорных текстах сравнивают с шубой, укрывшей землю: «Шуба бела весь свет одела». А еще — с алмазами:
Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бываю;
Я от матери рожден,
Сам ее рождаю.
Бытовали загадки о рыбах, зверях, птицах, много загадок сохранилось о назойливых комарах. Насекомое представляли ужасным зверем, который живет на болотах и мучает человека и все живое.
В мае месяце, четвертой тысячи
Проявился не рак, не рыба,
Не зверь, не птица, не человек:
Нос долог, голос тонок,
Летит — кричит, сядет — молчит;
Цари его боятся, короли страшатся;
Кто его убьет, тот свою кровь прольет.
Из загадок о домашних животных большинство связаны с коровой, главной кормилицей крестьянской семьи.
Четыре четырки,
Две растопырки,
Одно махальце,
Два глядельца.
Чиста, да не вода,
Клейка, да не смола,
Бела, да не снег,
Сладка, да не мед;
От рогатого берут
И живулькам дают.
(Молоко)
Дом, печь и щели в окнах: загадки о жилище и его убранстве
Сегодня старинные загадки рассказывают об устройстве русской избы, в которой все было продумано до мелочей. Существовали загадки практически про каждый бытовой предмет и мельчайшие подробности домашней обстановки — печку, печную трубу, скрип двери и даже щели в окнах.
Зимой все жрет,
А летом спит,
Тело тепло,
А крови нет;
Сесть на него сядешь,
А с места тебя не свезет.
(Печь)
Маленький мальчик всем под ноги смотрит.
(Порог)
Загадывали, как правило, самые обыденные предметы: горшок, чугунок, кадку, самовар, нож, чашку и ложку. Обычно точно описывали форму предметов, цвет, материал и звуки, которые они издают. В загадке про глиняный горшок прослеживается способ изготовления и вся история его «жизни»:
Спородила меня,
Гора каменная,
Крестила река огненная;
Возили на торг продавать;
Покупала меня барыня добрая,
Ударила меня золотым перстнем;
Рассыпались мои кости бедные,
Во гроб не положены;
На них люди не глядят,
И собаки не едят.
В сборниках народных загадок часто встречаются загадки про самовар, они были известны в разных районах страны:
Никогда не ест.
А только пьет;
А как зашумит —
Всех приманит.
Крестьяне придумывали загадки не только про жилище, но и про двор и огород. По ним можно было понять, что ели в будни и в праздничные дни. Были распространены загадки о яйце и муке, тесте и пирогах, соли и молоке.
Возьму пыльно,
Сделаю жидко;
Брошу в пламень —
Будет как камень.
(Пирог)
Режут меня,
Вяжут меня,
Бьют нещадно,
Колесуют меня;
Пройду огонь и воду,
И конец мой —
Нож и зубы.
(Хлеб)
Существовали загадки практически про все культуры, которые выращивали крестьяне. Про овощи, похожие по строению, например репу и редьку, могла использоваться одна загадка. «Красна, да не девка, хвостовата, да не мышь» — это и свекла, и морковь.
Били меня, били,
Колотили, колотили,
Клочьями рвали,
По полю валяли,
Под ключ запирали,
На стол сажали.
(Лен)
Человек и труд
Одна из самых известных загадок о человеке, знакомая многим народам, звучит так: «Утром — на четырех ногах, в полдень — на двух, вечером — на трех». Это три возраста: младенчество, молодость, старость. На Руси она встречалась в разных вариантах. Другая загадка описывала пребывание в утробе и первый год жизни:
Сорок недель сидел я в темнице,
Шесть недель — в больнице,
Двадцать недель меня вязали,
Да год на виселице держали.
Человек внимательнее всего наблюдал самого себя, многие загадки описывают внешность и разные части тела: зубы и язык, руки и пальцы. Глаза часто называли яблочками, братцами или озерами, загадка «Что острее меча?» показывала отношение в народе к взгляду человека. Язык сравнивали с мокрой доской, которая лежит на море или болоте, но не плесневеет: «Колода среди болота, не трухнет, не гниет».
Отразился в фольклоре и крестьянский труд. Существовали загадки о сохе, серпе, пиле. Топор на протяжении столетий был главным инструментом строителей, поэтому загадки о нем были особенно популярны. За яркий блеск его называли «зеркалом за поясом».
Сутуленький,
Маленький,
Горбатенький
По полю свищет,
А домой прибежит —
Всю зиму пролежит.
(Серп)
Когда в обиход входили новые предметы и понятия, появлялись новые загадки, а фольклорные тексты об устаревших предметах забывались. Однако мотивы древних загадок сохранились в других формах фольклора: былинах, песнях, колядках и сказках.
Автор: Маргарита Ковынева