Все оказались дома. Ну, подумаешь, что тут страшного, как одна дама-пенсионерка написала. Сиди себе, пей чай, вяжи кофточку и смотри телевизор. Можно в огород выйти погулять, что-то поделать, скоро надо сажать овощи. Надо же, какие все нетерпеливые! Какие неженки!
А вот другая женщина другое рассказала. В крошечной квартире они оказались заперты вчетвером. Муж, жена и двое детей. Квартира в ипотеке. Муж потерял доход, он делал ремонты людям. Денег у заказчиков не стало, раз. Из дома выходить нельзя. Два.
А жена работала в кафе поваром. Кафе закрылось. Хозяин должен выплачивать зарплату, только из чего выплатит зарплату владелец пельменной в небольшом городе? С которого тоже требуют деньги за аренду, налоги, он же богач и бизнесмен! И квартира у него тоже в ипотеке…
Припасы подходят к концу. Есть крупа и мука, еще есть. Но насколько их хватит? И цифры долга с каждым днем увеличиваются. А пенсии и огорода, как у оптимистично настроенной дамы, — нет. Детские пособия есть, на которые придется жить. И очень тесно дома. Раньше казалось, что уютно. А сейчас — тесно.
Компьютер один на всю семью. Дети должны учиться дистанционно за этим компьютером. И за интернет тоже надо платить, а как же? Старшему ребенку 12 лет, младшему, Ванечке, 7. Мама изо всех сил старалась, чтобы дети учились. И сама не заметила, как стала кричать и раздражаться, особенно на младшего сына. Он никак не мог научиться красиво писать цифры и буквы, много ошибок допускал. Мама даст задание, идет варить суп из топора, папа чинит кран в ванной… Старший сидит за компьютером, учится как бы…
Ссоры, крики, раздражение, люди задыхаются в тесноте и от тревоги тоже задыхаются уже. И эта мама усадила Ванечку за стол, чтобы он писал упражнение. Пошла на кухню, правильнее сказать, шагнула, — кухня почти в комнате… Мешает суп, а руки дрожат. Оглянулась на Ванечку.
А он сидит над тетрадью маленький, бледный и худенький, шейка торчит из растянутого ворота футболки. Он сложил ручки ладонями вместе, — как когда молятся. И что-то бормочет тихонько, глядя в тетрадь. Боится сделать ошибку. Ведь мама закричит опять, снова будет ссора…
Вот сидит и молится ребенок над открытой тетрадью… Боится допустить ошибку. Мама подбежала к сыночку и обняла его изо всех сил. И сама расплакалась, только тихонько, чтобы не напугать Ванечку. Слезы текут и текут… А потом она закрыла тетрадь и учебник решительно. Потому что невозможно делать уроки в таком состоянии и в такой атмосфере.
Они с Ванечкой пошли на балкон пускать мыльные пузыри. Мама вспомнила, как в детстве их делали. Надо развести мыло в мыльнице, из бумаги скрутить трубочку, связать ее ниточкой. Потом макать трубочку в мыльную жижицу и выдувать пузыри. И с балкона пузыри так красиво летят, не хуже, чем покупные, радужные.
Летят и переливаются на солнце. И Ванечка уже не дрожит и не молится, сложив ручки, а смеется и улыбается. И мама тоже. Потому что пузыри важнее уроков иногда…
Вот и вся история про уроки. На которых ребенку пока трудно сосредоточиться, — дети отлично чувствуют тревогу. И условий у многих нет нормальных. Нет движения и свежего воздуха, нет пространства. Это тоже надо понимать. Ребенку сейчас важнее отношения в семье, — от них зависит здоровье и психологическая защита.
А уроки, — ну, потом сделаем и уроки. И исправим ошибки. Есть ошибки, которые нельзя исправить, — и эта мама едва не совершила такую ошибку. Не надо кричать на ребенка. Если вам невыносимо плохо, отложите то, что можно отложить. Иногда мыльные пузыри важнее и целительнее…